"Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись" Мтф.27:50-51.
Здание храма в Иерусалиме времени земной жизни Христа, разделялось на две части: одна часть – называлась "святое". Туда входили священники для служения. Вторая – это было "Святое-святых", куда входить никто не имел права. Так и проходила храмовая служба: народ толпился на внешнем дворе, во Святом-святых находился Бог, а между ними, во святом – служили священники, предстоя пред Господом Богом за все общество. Но даже священники не имели права входить во Святое-святых, поэтому оно было отделено от святого завесой, которая совсем не случайно называлась "завесой преграды" (Исх.35:12), преграждая вход в присутствие Божие не только простому народу, но даже священнослужителям. И только один раз в год, в день очищения (Лев.16:17,30), первосвященнику дозволялось войти туда с жертвенной кровью, чтобы очистить народ израильский от его грехов. Эта часть храма, в которой находился Бог, служила как бы маленькой частицей неба на земле, проекцией на небесную сферу, в которой благоволит обитать Господь Бог. Потому и висела на входе в это отделение завеса, которая не только преграждала путь всякому, но и напоминала, что войти в небо не может ни один человек!
Если верить написанному в Талмуде[1], завеса, преграждающая вход во Святое-святых была толщиною в ладонь, выткана из 72 нитей утока, причем каждая нить была скручена из 24 нитей; она была 40 локтей длины и 20 ширины. Это примерно двадцать метров на десять. Представьте, какую силу нужно было бы приложить к этому полотнищу, чтобы разорвать его на две части. Даже усилий нескольких человек не достало бы, чтобы сделать это! И вот, во время смерти Христа Иисуса на кресте, эта завеса раздирается надвое, сверху донизу. Что это значит? И как отнеслись к этому служители храма?
Можно только догадываться, что, увидев разорванную завесу, священники объяснили ее повреждение землетрясением, которое произошло в момент смерти Иисуса, а далее, они исправили изьян, или заказали новую завесу и повесили ее на прежнее место. На следующий день они, как обычно стали приносить ежедневные жертвы и проводить службу в храме, как делали это уже много веков подряд. И продолжали храмовое служение еще 35 лет, доколе римляне не разрушили святилище и город в 70 году по Р.Х. Подумать только: в момент смерти Сына, Бог разорвал завесу, показав тем самым, что путь в небо, теперь открыт всякому человеку, и, чтобы войти в него, ныне уже нет необходимости в храме, но евреи, как ни в чем ни бывало, продолжали предстоять в этом храме, продолжали свое религиозное служение, которое уже не имело силы пред Богом.
Нужно напомнить, что храм, в котором была эта завеса, как и скиния Моисея, которая ранее исполняла роль святилища в пустыне, - были построены по единому образцу. Моисею, когда он был в присутствии Божием на горе, был показан храм небесный, и по образу этого храма Бог повелел ему построить дом, в котором Он будет обитать среди сынов Израиля. "Скиния свидетельства была у отцов наших в пустыне, как повелел Говоривший Моисею сделать ее по образцу, им виденному" Деян.7:44. В послании Евреям Апостол описывает ее устройство: "Ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется `святое'. За второю же завесою была скиния, называемая `Святое-святых', имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета, а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно. При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение; а во вторую - однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа. Сим Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния" Евр.9:2-8. Это значит: пока стоит и действует храм (Апостол называет его: "прежняя скиния"), человек не может войти во святилище небесное, по образу которого он и был устроен. Другими словами: он не может войти в присутствие Божие, не может соединиться с Богом. Для того и висела завеса, которая образно показывала на этот запрет. В этом и был Ветхий Завет: Бог был на небе, человек – на земле, а между ними был храм, место, где встречался человек с Богом, где он мог получать Божественные откровения, где он мог принести Богу свои молитвы, но всегда он был разделен с Ним завесой преграды, не мог слиться с Богом в одно.
Но воскресением Иисуса Христа все изменилось. Теперь всякий уверовавший в свою смерть со Христом, воскресает с Ним не на земле, но на небе: "и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, - благодатью вы спасены, - и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе" Еф.2:5-6. Нет более необходимости в храме, потому что духом своим человек находится в небесной сфере, будучи во Христе, Который вошел в небесное святилище. И там же, в этом святилище, за завесой, находится наша надежда на будущее: "которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу, куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека" Евр.6:19-20.
Незадолго до своей смерти, Иисус, обращаясь к святому городу сказал: "Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст" Мтф.23:37-38. Это означало, что Бог покидает Свой народ в Иерусалиме. Разорванная завеса показала, что пустой, без Бога храм уже не может исполнять свое предназначение. Евреи это не поняли и продолжали храмовое служение даже до времени разрушения храма и города. А позже не поняли это и многие христиане. Исповедуя Иисуса Христа Спасителем миру, они установили храмовое служение по образцу ветхозаветного: окуривая ладаном священные предметы, совершая литургии, на которых по образу древних жертвоприношений совершались так называемые "бескровные жертвы". Как будто не для них было сказано слово Нового Завета: "Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все" Деян.17:24-25. Так, начиная с четвертого века, когда император Константин издал эдикт веротерпимости, появилось в христианстве уклонение, которое и развилось в католицизм, а позже и греко-православную веру. Все это потому, что Библия практически была под запретом в Риме, но когда пятьсот лет назад возникло мощное движение Реформации, люди потребовали свое право читать и понимать слово Божие, и многие увидели, что воскресением Христа храмовое служение упразднено, а служение Нового Завета есть служение духа. Одно за другим появились множества христианских течений, которые уже не признавали храма и разделения верующих на "духовенство" и "мирян", что противно духу Нового Завета. Можно подумать – вот, истинное служение Богу по учению Нового Завета! Но оказалось, все не так просто, и нужно вновь вернуться к завесе, которая раздралась в момент смерти Господа Иисуса Христа на Голгофе.
Нынешние христиане, те, которые читают Библию и стараются по истине понять слово Божие, убеждены в том, что время храма закончилось. Разорванная завеса наглядно показала, что "прежняя скиния" закончила свое предназначение. Христос, как написано, пришел с лучшею скиниею, нерукотворенною, то есть не сделанною человеческими руками: "Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление" Евр.9:11-12.
Куда Он вошел? Что это за скиния? Это храм Божий на небе, с которого и была снята мера для построения храма земного. Но чем же эта скиния лучше предыдущей? Тем, что во Христе Иисусе мы вошли в ее Святое-святых, за завесу, которая раньше преграждала человеку путь в присутствие Божие. Теперь же этот путь открыт, и он назван "новым" и "живым": "Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою, и имея великого Священника над домом Божиим, да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою, будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший" Евр.10:19-23. Завеса в храме, которая олицетворяла самого Христа, метафорически изображала дверь в самое небо, в присутствие Божие, и вот, ныне, смертью Его и Его воскресением она открылась для всех человеков, потому Господь во дни своей земной жизни сказал: "Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет" Ин.10:9. Войдя этой дверью во святилище небесное истинное, верующий соединился с Богом духом в одно целое, как написано: "А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом" 1Кор.6:17. Потому отныне, положение Христианина – небесное, его звание – святой, его состояние - праведный!
Но именно этого не могут осмыслить даже те христиане, которые уже отказались от храмового служения. Увидев только одну часть истины, они не смогли понять ее целиком. То, что разорванная завеса открыла вход в небо, что отныне человек не разделен с Богом, как это было раньше, что Бог и человек теперь одно в духе, поскольку Христос Духом Святым поселяется в сердце человека, как написано: "верою вселиться Христу в сердца ваши" Еф.3:17. Это то, о чем говорил Иисус ученикам: "…кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим" Ин.14:23. Эта обитель есть сердце человека, и если в сердце поселился Отец и Сын, как можно назвать такового "грешником"?
Тем не менее, религиозные учения удерживают всякого верующего в Иисуса именно в этом звании: "грешник". Они уверяют, что человек до самой смерти остается грешником и не может освободиться от "своей греховной природы". До сих пор верующий разделен с Богом, Который находится на небе, а верующий – на земле, ожидая от Господа Бога милостей. Потому что он – грешник, кающийся, но… совершающий еще те или иные согрешения. Как видим это учение с серьезными последствиями никогда не выйти из этого состояния, и в этом пребывают все религиозные верующие. Но это не учение Иисуса Христа, Который ввел человека в небо, соединил его с Богом Отцем, потому что, чрез разорванную завесу открыл путь в присутствие Божие. А в этом присутствии человек уже не может грешить, и потому сказано: "Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога" 1Ин.3:9.
В чем был смысл Ветхого Завета? Он имел только тень будущих благ, то есть тень, или образ Нового Завета. Потому, жертвы, которые они приносили, не могли сделать их совершенными, безгрешными. Они всегда знали и помнили, что они – грешники, и другими стать не могут. Надежда была только на милость Божию, что Он примет их жертвы в счет будущей Жертвы Сына Божия. "Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними. Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов. Но жертвами каждогодно напоминается о грехах, ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи" Евр.10:1-4.
Но вот, пришло время и Иисус предает Себя на смерть. Эту смерть принял не только Он, вместе с Ним эту смерть по воле Божией приняло все человечество, ветхий Адам (2Кор.5:14). И те, кто уверовал в свою смерть со Христом, совоскресли с Ним новым творением. Войдя путем новым и живым в небесное святилище, за завесу, куда предтечею (то есть: впереди идущим) вошел Христос, они соединились с Богом, и стали "один дух с Господом" (1Кор.6:17). Потому, если в первом завете народ Божий всегда имел сознание грехов, то ныне – уже не имеет, и говорит о себе: "я святое, безгрешное чадо Божие, мне не только прощены грехи, но я не грешу, потому что в мыслях моих и в сердце моем написаны законы Божии". Ибо написано: "Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых. О сем свидетельствует нам и Дух Святый; ибо сказано: Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более. А где прощение грехов, там не нужно приношение за них" Евр.10:5-14-18.
"Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою, будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший" Евр.10:19-23.
г. Белая Церковь. Февраль 2013 г.
[1] Талмуд - свод правовых и религиозно–этических положений в иудаизме.
Евгений Кузерин
|