Заповеди Нового Завета. Нужно ли исполнять десять заповедей в наше время?
1Ин.5:3 Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки.
Ин.14:15 Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди.
Ин.14:21 Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам.
1Ин.2:3 А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди.
1Ин.2:4 Кто говорит: “я познал Его”, но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины;
1Кор.7:19 Обрезание ничто и необрезание ничто, но все - в соблюдении заповедей Божиих.
О чем здесь говорится? И какие заповеди нужно соблюсти, чтобы это было любовью к Богу? Во времена Ветхого Завета это было проще понять, поскольку Бог дал человеку заповеди, десятисловие, соблюдение которого и было выражением любви к Богу. Кто любил Бога, веровал в Его слово и желал быть угодным Ему, тот всем сердцем своим стремился соблюсти заповеди Господни, не из страха наказания, но из любви и послушания. Но, имея в себе закон греха и смерти (Рим.8:2; Рим.7:23), человеку нужно было очень постараться, чтобы чисто исполнить заповедь: “не укради”, “не убивай”, “не пожелай чужого”... В этом завете можно увидеть одну характерную деталь: человеку вменялось действие - ему нужно было стараться, то есть само действие шло от человека; будет он стараться - хорошо; не будет - не сможет он унаследовать благих обетований Божиих: “Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло, я, который заповедую тебе сегодня - любить Господа, Бога твоего, ходить по путям Его, и исполнять заповеди Его и постановления Его и законы Его: и будешь ты жить и размножишься, и благословит тебя Господь, Бог твой, на земле, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею” Втр.30:15-16, “Только старайтесь тщательно исполнять заповеди и закон, который завещал вам Моисей, раб Господень: любить Господа, Бога вашего, ходить всеми путями Его, хранить заповеди Его, прилепляться к Нему и служить Ему всем сердцем вашим и всею душею вашею” И.Н.22:5, “Посему всячески старайтесь любить Господа, Бога вашего” И.Н.23:11.
Но вот, пришел Христос, и Новый Завет снова говорит о соблюдении заповедей Божиих, утверждая, что соблюдение их есть любовь человека к Богу. Значит ли это, что ничего не изменилось? Что любовь к Богу снова, как и тогда, выражается соблюдением десятисловия? Конечно, нет, иначе для чего была смерть Христа, если сама суть Ветхого Завета осталась без изменения?! Еще перед смертью Своей уча, Христос говорил о будущем, то есть о Новом Завете, который должен был прийти Его воскресением: “Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное” Мтф.5:20. Праведность книжников и фарисеев была беспорочна по закону, как и праведность Савла, гонителя и хулителя Церкви Божией (Флп.3:6), но эта законная праведность не давала возможности человеку наследовать вечную жизнь. Нужно было иметь нечто большее, чем соблюдение законной правды, поэтому Новый Завет отменяет закон плотской заповеди: “Упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением...” Еф.2:15 - это показывает, что закон плотской заповеди отменяется, и на его место приходит учение Иисуса Христа, поскольку закон не мог привести человека к совершенству и вместо него теперь вводится лучшая надежда (Евр.7:19). В чем состоит эта надежда? и почему закон Ветхого Завета не смог сделать угодное Богу до конца? Потому, что ветхозаветный закон был заповедью плотской, предназначенной для плоти, для исполнения плотью и по плоти; лучшая же надежда есть жизнь, которая явилась Иисусом Христом (1Ин.1:2). И как в Ветхом Завете священник этого этого завета был по закону заповеди плотской, так в Новом Завете восстает священник иной, по чину Мелхиседека, который таков не закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей (Евр.7:15-16). Отсюда видно, что заповеди Ветхого и заповеди Нового Заветов различны: первые есть закон для плоти; вторые - закон духа жизни, который освобождает человека от закона греха и смерти (Рим.8:2). Очень важно понять разницу заповедей Ветхого и Нового Заветов, иначе заповеди Нового Завета легко можно превратить в плотские заповеди, что и происходит в религии, где служат Богу плотью, не видя и не понимая, что такого служения Бог не принимает, оно неугодно Ему! (Рим.8:8).
Заповеди Нового Завета есть весь Новый Завет, слово Господа нашего Иисуса Христа! Слово это есть жизнь, которая явилась и может быть принята всяким верующим в свою смерть для греха и закона, верующим в свое воскресение для святой и праведной жизни в Боге. Теперь ему нет нужды стараться соблюсти плотскую заповедь, как это было в Ветхом Завете, сама заповедь явилась в нем жизнью, она производит в человеке действие без его стараний и усилий, ибо теперь это слово стало его жизнью! Часто приходится слышать от религиозных такое исповедание: “мы слышим голос Святого Духа, Который указывает нам на доброе или злое, которое мы могли бы совершить, и, будучи в послушании Духу, избираем делать угодное Богу!” Здесь каждому нужно основательно разобраться с этим голосом, который отделяет добро и зло, потому что жизнь Христа в человеке не есть слушать и стараться, как это было в ветхозаветное время, но есть - жить, без стараний и усилий являя собою жизнь Святого Духа в себе! Огромная разница, и конечно, если нет в человеке этой жизни, то остается ему только слушать, что будет говорить ему голос внутри и стараться исполнять это, даже тогда, когда самому это делать вовсе не хочется! Голос этот, конечно же, есть и человек может его слышать, но это голос не Духа Божия, но духа мира сего, который вооружился законом и воспроизводит в человеке ветхозаветное служение по закону плотской заповеди. Его рекомендации, советы и назначения всегда относятся до плоти и исполнить их можно только плотью, что и являлось сущностью ветхозаветного служения. Что есть, что пить, во что одеваться, как себя вести, какие принимать традиции, по какому правилу проводить собрания, как молиться, петь, танцевать, какие применять украшения и множество других запретов и ограничений, позволений и допущений. Вся жизнь расписана до мельчайших подробностей, и чем дольше человек в религиозной вере, тем более он познает тонкости поведения “угодного Богу”, тем более он привыкает к такому образу жизни, а в начале, не зная как поступить, спрашивает у старших.
Такой образ жизни совершенно не имеет ничего общего с жизнью Христа в человеке, которая не имеет ограничений, не имеет правил и традиций, не имеет границ, будучи полной и совершенной свободой. В том и беда религиозного верующего, что принять эту свободу он боится, содрогаясь от одной мысли о том, что вдруг он нарушит какое-либо повеление Господне?! Это и есть неверие Христу и грех пред Богом (Ин.16:8-9). Принять в себя жизнь означает полностью, безо всяких условий доверить себя Христу, чтобы действовал не человек, но Бог, Духом Своим, живущим в человеке. Это возможно только полностью освободившись от закона, не сдерживая себя и не принуждая к “правильным” поступкам. Именно об этом говорит и Писание: “Так и вы, братия мои, умерли для закона Телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу. Ибо, когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти; но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить (Богу) в обновлении духа, а не по ветхой букве” Рим.7:4-6. Только умерши для закона можно принадлежать Христу, и только чрез эту смерть можно отдать себя водительству Духа Божия, чтобы приносить плод. Всякий другой плод не принимается Богом, никакие усилия над собой, волевые решения, сдерживание своих постыдных страстей и борьба с похотью плоти - все это есть жизнь по плоти, по закону плотской заповеди, которая угодить Богу не может! (Рим.8:8). Только жизнь Сына Божия в человеке принимается Богом как угодное стояние пред Ним: святое, праведное и безгрешное! Эта жизнь названа совершенным законом свободы (Иак.1:25), законом Христовым (Гал.6:2), законом духа жизни (Рим.8:2), она же есть заповеди Господни, написанные Богом Отцем на плотяных скрижалях сердца: “Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых. О сем свидетельствует вам и Дух Святый; ибо сказано: “Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их и в мыслях их напишу их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более” Евр.10:14-16.
Переход, когда человек собственными усилиями исполнял закон заповедей, а по смерти и воскресению Христа принял в себя закон совершенный и есть смена заветов, когда ветшающее ушло, а на смену ему пришла сама жизнь. В Писании это сказано такими словами: “Потому что конец закона - Христос, к праведности всякого верующего” Рим.10:4. То есть: без конца Ветхого Завета не может быть Завета Нового, без конца закона не может явиться жизнь! Но конец всякого закона для человека есть жизнь Христа в нем, к праведности, ибо праведность Нового Завета не есть исполнение закона, но только жизнь Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа в человеке: “...все почитаю за сор, чтобы приобресть Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая чрез веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых” Флп.3:8-11.
Итак заповеди Нового Завета есть сама жизнь Бога в человеке, имеющий эту жизнь имеет заповеди, соблюдает их не своею силою, но своею жизнью, когда иначе он уже не может ни поступить, ни помыслить. Сбывается слово Божие, которое говорит чрез Апостола Павла: "потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине" Еф.5:9. Человек не слушает голос Святого Духа и в послушании повинуется Ему, но живет, и дышит, и движется Духом Святым. Именно такое положение есть признак его сыновства: “Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии” Рим.8:14. Любовь к Богу совершается тем, что святое и безгрешное чадо Божие соблюдает заповеди Его, и заповеди эти не тяжки, потому что соблюдать их стало жизнью человека, а не законной необходимостью!
г. Белая Церковь. 5 декабря 2000 г.
|