"Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого. Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: `ныне', чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом. Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца, доколе говорится: `ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота'. Ибо некоторые из слышавших возроптали; но не все вышедшие из Египта с Моисеем. На кого же негодовал Он сорок лет? Не на согрешивших ли, которых кости пали в пустыне? Против кого же клялся, что не войдут в покой Его, как не против непокорных? Итак видим, что они не могли войти за неверие" Евр.3:12-19.
Из Египта вышли все, в стране не осталось ни одного человека из народа Божия, потому что все они, до единого были в ту ночь с Моисеем защищены кровию пасхального агнца от губителя, шедшего по стране (Исх.12:21-37). И когда наступило утро следующего дня, каждый из них пережил великое облегчение и радость: им не нужно идти месить глину и резать солому чтобы делать из них кирпичи, а главное – им уже нет нужды слышать крики приставников, терпеть побои от них, и склонять голову раба, исполняя всякое жестокое приказание фараона! Впервые за четыреста тридцать лет они ощутили себя свободными людьми, которыми не повелевает чужой, но с верою и надеждой они взирали на своего вождя – Моисея, который вел их в землю, текущую молоком и медом, рождающую несколько раз в году, дающую земное благополучие и радостную счастливую жизнь. Сидя в своих шатрах, они, очевидно, мечтали о том времени, когда завладеют этой землей, много говорили о ней, и сердцем своим уже будто бы жили этой прекрасной жизнью. Моисей казался им богом, они с восхищением смотрели на него и верили, что этот человек может все! Они верили каждому его слову и готовы были следовать за ним, куда бы он ни повел.
Но когда пришло первое испытание, то мечты о земле, текущей молоком и медом отошли на задний план: теперь насущным стало утоление жажды: "Пришли в Мерру - и не могли пить воды в Мерре, ибо она была горька, почему и наречено тому [месту] имя: Мерра. И возроптал народ на Моисея, говоря: что нам пить?" Исх.15:23-24. Что случилось с их верой в своего вождя? Почему полное доверие народа вдруг резко сменилось ропотом? Потому что на место веры и надежды в обетование Божие, пришли страдания и неустройство. И на фоне этих страданий они увидели Моисея неспособным ввести народ в обетованную землю; пришел страх неверия: если Моисей не может дать нам воды, не может обеспечить нас пищей, охраной от враждебных народов по пути следования, - то как мы дойдем до земли, текущей молоком и медом? Все мы умрем здесь в пустыне, не сможем дойти, и не лучше ли нам повернуть обратно, повиниться перед египтянами и снова предоставить себя в рабство им? Моисей бросил в воду кусок дерева и вода сделалась сладкою, все пили ее, радовались, и ропот на Моисея снова сменился надеждою на его знание, силу и мудрость. Особенно когда после тех происшествий он привел всех в Елим, где было много воды, финиковых дерев и пальмы. Это был райский уголок, оазис в пустыне, где люди отдыхали и душею и телом, но, выйдя из него, и придя в пустыню, снова возроптало все общество сынов Израилевых на Моисея: "о, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта! ибо вывели вы нас в эту пустыню, чтобы все собрание это уморить голодом" Исх.16:3.
О земле уже не говорили - эта надежда стала призрачной и неверной, во всех шатрах обсуждался один вопрос: можно ли доверять Моисею? Не приведет ли этот вождь к смерти всего сообщества? Для всех актуальным стал не будущий, но сегодняшний день: что мы будем есть? и что мы будем пить? не погибнут ли наши дети? и никто из них не подумал о том, что Богу совсем не трудно было напоить и накормить гораздо большее число народа, но… совсем не случайно сыны Израилевы испытывают на своем пути жажду и голод: высока цена земли обетованной, дарованной от Бога людям не за плату, но за простое доверие своему Спасителю. Слишком высока цена ее, чтобы привести в нее народ, который уже начал сомневается в ее существовании: "И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его, или нет; Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким [словом], исходящим из уст Господа, живет человек; одежда твоя не ветшала на тебе, и нога твоя не пухла, вот уже сорок лет. И знай в сердце твоем, что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего. Итак храни заповеди Господа, Бога твоего, ходя путями Его и боясь Его. Ибо Господь, Бог твой, ведет тебя в землю добрую, в землю, где потоки вод, источники и озера выходят из долин и гор, в землю, [где] пшеница, ячмень, виноградные лозы, смоковницы и гранатовые деревья, в землю, где масличные деревья и мед, в землю, в которой без скудости будешь есть хлеб твой и ни в чем не будешь иметь недостатка, в землю, в которой камни - железо, и из гор которой будешь высекать медь. И когда будешь есть и насыщаться, тогда благословляй Господа, Бога твоего, за добрую землю, которую Он дал тебе" Втр.8:2-10.
Как могло статься такое среди сынов Израилевых, что, видя большие чудеса Божии, видя, как расступилось море пред Моисеем, и как оно поглотило фараона со всем его войском; видя казни Египетские, о которых пророчествовал Моисей и они исполнялись, - как могли они явить неверие, так что по неверию этому кости их пали в пустыне? (Евр.3:19). И вот, интересно, если бы мы нынешние, оказались в то время на их месте – с кем бы из них нашел нас Господь Бог? - с теми, кто роптал непрестанно, как только случалось какое стеснение на их нелегком пути, или же с теми, в ком был найден "иной дух"? (Чсл.14:24,29-30). Чем эти люди отличались? Почему Халев сын Иефонниин и Иисус сын Навин имели "иной дух", а все общество сынов Израилевых имело иной, неспособный веровать своему вождю, а в конечном счете и Богу? В чем было отличие их духов?
Как те, так и другие от начала имели перед собой одну только цель – овладение землей, обещанной Богом народу; но вера в это обетование в среде израильского общества очень быстро угасла, и хотя они шли и продолжали идти по пустыне за Моисеем, но повседневным стало для них не приближение к цели, но переживание суеты, которая овладела ими, страх остаться без воды и пищи, а еще установление "порядка и справедливости" по их собственному усмотрению (Чсл.16:2-3). Сердцами своими они снова были в Египте, в котором, хотя и были они рабами, но каждый из них имел все необходимое для существования. Потому и вырывался их вопль отчаяния: "есть ли Господь среди нас, или нет?" Исх.17:7. Они шли, и как будто бы исполняли необходимое, вверенное им от Господа: дойти и взять во владение обетованную землю; но явление это было лишь видимым фактом, на деле же сердце их было далеко от доброй земли, они уже и не думали о ней, сердце их было занято повседневным: пища, вода, дети, скот, безопасность. Но те двое, в ком был "иной дух" жили верою, во всех испытаниях им приходилось точно так же страдать от жажды и голода, преодолевать те же самые трудности, прилежащие всему народу, но на уме, на устах их и в сердце, была земля, которую с клятвою обещал Бог еще Аврааму (Чсл.11:12; Втр.1:8). Это и есть "иной дух", дух веры Божиим обетованиям, стремление овладеть доброй землей, текущей молоком и медом, в то время как все общество в насущных нуждах своих оставило свои мечты о будущей жизни.
Бог – поклялся; человек – не поверил! Что может быть еще богохульнее чем это? И не происходит ли это сегодня? Когда, испытав радость освобождения из Египта, от рабства греху, в котором он находился, человек с верою и надеждой пошел за своим Вождем, Христом Иисусом, взирая на Него, начальника и совершителя его веры (Евр.12:2). И если бы на пути его встречались одни "Елимы", где бы он благодушествовал под пальмой, насыщался бы финиками, и в обилии утолял свою жажду, то как был бы он благодарен Господу, не сводя с Него взгляда, благословляя и прославляя имя Его! Но мы идем по пустыне, в которой испытываем недостаток, в которой с нами приключаются совсем нежелательные ситуации. Потому что вера наша непременно будет испытана, и кости тех, кто окажется неверным должны будут пасть в этой пустыне, потому что дорога цена дарованного нам Небесного Царства, которого не достигнут те, кто не испытывает особенную в нем нужду. И как Халев и Иисус Навин не переставали верить в Божие обетование и потому вошли в дарованную им землю, так и мы уже живем сердцами своими в обетованной земле – в Небесном Царстве Господа нашего Иисуса Христа. Имеющему дано будет и приумножится (Мтф.25:29), и только тот, кто живет этим Царством уже сегодня, для кого оно составляет цель его жизни и его пути, смысл его ежедневного стояния, его исповедания, переживания, его вопросов и рассуждений, его мечтаний и надежд, а потому и непрестанных его разговоров в шатрах о "земле, текущей молоком и медом" – тот непременно дойдет, потому что не может не исполниться слово Божие, которое Он сказал с клятвою.
Можно просто ходить в собрание, можно просто считаться Христианином, можно даже делать какое-либо дело служения и стараться о нем, все это хорошо и имеет свой смысл и место. Но совершенно необходимо еще нечто другое: знать и верить, что точно придет будущий век. Будешь ли ты ждать этого или нет, но он придет. Минута за минутой капает время в свой бездонный сосуд, и от этого кажется, что всегда так было, и так будет всегда, но Бог определил час, когда время закончит свой непрерывный ход. Однажды будет последняя минута, а потом последняя секунда, после чего все изменится и все будет уже не так, как было всегда. Нам даны признаки той поры, когда это все совершится. Но более того: нам дана вера, Святой Дух, Которым мы все это можем воспринять не так, как воспринимали сыны Израилевы. В Слове, которое мы носим в себе, которое читаем, над которым рассуждаем, и в котором растем в познании – в нем самом есть вкус и запах Небесного Царства, благость его глаголов и сил, которые названы силами будущего века (Евр.6:5). Это настолько реально, что не может не привлекать, не может не захватить в плен (2Кор.10:5), из которого душа не захочет освобождения (Исх.21:1-6). Но, все это есть в шатрах Халева и Иисуса Навина; этого нет в шатрах израильтян, которые живут сегодняшним днем, которые обсуждают полномочия Моисея и тоскуют по чесноку и луку, оставленному в Египте. И доколе можно говорить: "ныне", нам можно и нужно наставлять друг друга верными словами истины и смысла, потому что однажды "ныне" закончится, ему есть предел, за которым для всех неверовавших реальностью явится червь, который не умирает; огонь, который не угасает; верит этому человек, или не верит.
Новый Завет есть учение о том, как верою восхитить в себя Божие Царство, как стать небесным, чтобы войти в будущий век, наследие сынов Божиих. От начала и до конца он рассказывает и показывает только одно: как нужно верить, и почти ничего не говорит о том, что же такое есть этот будущий век? Что ожидает нас по воскресении из мертвых? Этот будущий век провидели провидцы, о нем написано немало, но нужно увидеть невидимое, к чему и призывает нас учение Иисуса Христа, когда вместо взора на небесные обетования мы смотрим на земные наши недостатки, на обстоятельства жизни, на личности, которые не можем вместить в свое сердце: "Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно" 2Кор.4:17-18.
Это вечное описывали уже древние пророки, так сыны Кореевы воспели начало будущего века: брак Агнца и Его Невесты: "Излилось из сердца моего слово благое; я говорю: песнь моя о Царе; язык мой - трость скорописца. Ты прекраснее сынов человеческих; благодать излилась из уст Твоих; посему благословил Тебя Бог на веки. Препояшь Себя по бедру мечем Твоим, Сильный, славою Твоею и красотою Твоею. И в сем украшении Твоем поспеши, воссядь на колесницу ради истины и кротости и правды, и десница Твоя покажет Тебе дивные дела. Остры стрелы Твои; - народы падут пред Тобою; - они - в сердце врагов Царя. Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты - жезл царства Твоего. Ты возлюбил правду, и возненавидел беззаконие; посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих. Все одежды Твои, как смирна и алой и касия; из чертогов слоновой кости увеселяют Тебя. Дочери царей между почетными у Тебя; стала царица одесную Тебя в Офирском золоте. Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего. И возжелает Царь красоты твоей; ибо Он Господь Твой, и ты поклонись Ему. И дочь Тира с дарами, и богатейшие из народа будут умолять лице твое. Вся слава дщери Царя внутри; одежда ее шита золотом. В испещренной одежде ведется она к Царю; за нею ведутся к Тебе девы, подруги ее. Приводятся с веселием и ликованием, входят в чертог Царя" Пс.44:2-16.
Через тысячу с лишним лет о том же скажет Иоанн, увидевший преходящий век и наступающий вечный: "И слышал я как-бы голос многочисленного народа, как-бы шум вод многих, как-бы голос громов сильных, говорящих: аллилуия! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых. И сказал мне Ангел: напиши: блаженны званные на брачную вечерю Агнца. И сказал мне: сии суть истинные слова Божии" Отк.19:6-9.
Для чего мы уверовали? - нам важен этот ответ, потому что, не зная цели невозможно ее достичь. Но поставленная цель определяет последующие действия человека, его рвение и ревность, его осознание: ради чего он станет жертвовать собой в этом мире? Вера не самоцель, но средство к достижению цели, как пишет об этом Апостол Павел: "И найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая чрез веру во Христа, с праведностью от Бога по вере" - ЗАЧЕМ? - "чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых" (Флп.3:9-11).
г. Белая Церковь. 2003 – 2013 гг.
Евгений Кузерин
|