Все материалы » 2015 » Листопад » 1 » Величие Бога.Э. У. Тозер. Часть 22-23
22:17
Величие Бога.Э. У. Тозер. Часть 22-23

Верховная власть Бога

Кто не испугается Тебя, Господь Бог Саваоф, Высокий и Пре­вознесенный? Ибо Ты — единый Господь. Ты создал небеса и небеса небес, землю и все, что есть на ней, и в Твоих руках душа каждо­го живого существа. Ты — Царь, восседающий на престоле над морями. Ты — Царь, восседающий на престоле вечно. Ты вели­кий Царь над всей землей. Ты облачен в силу; пред Тобою — честь и величие. Аминь.

Верховная власть Бога — это свойство, с помощью которо­го Он правит всеми Своими творениями; а для того чтобы обладать верховной властью, Богу нужно быть всезнающим, всемогущим и абсолютно свободным. И вот почему. Если бы было что-то, пусть даже совсем небольшое и незна­чительное, что не было бы известно Богу, Его правление пре­кратилось бы на этом. Для того чтобы быть Господом всех Своих творений, Он должен обладать всеми знаниями. А если бы Богу не хватало хотя бы самой небольшой частицы могущества, этот недостаток положил бы конец Его царство­ванию и разрушил бы Его царство; этот один заблудившийся где-то атом могущества принадлежал бы кому-то другому, и Бог был бы ограничен в Своем правлении и, следовательно, не обладал бы верховной властью.

Далее, Его верховная власть требует, чтобы Он был абсо­лютно свободен, это означает, что Он должен быть волен де­лать все, что захочет, в любом месте и в любое время, чтобы достичь Своей вечной цели даже в самом малом без чьего-либо вмешательства. Если бы Он был не полностью свободен, Его власть не была бы полностью верховной. Чтобы постичь идею неограниченной свободы, необходимо большое напряжение ума. Мы психологически не подготовлены к тому, чтобы понимать свободу иначе как в ее несовершенных формах. Наши представления о свободе сформировались в мире, где не существует абсолютной свободы. Здесь каждый естественный объект зависит от многих других объектов, и эта за­висимость ограничивает его свободу.

Уордсворт в начале своей «Прелюдии» радовался тому, что убежал из большого города, где был долго заключен, как в темнице, и что теперь он «свободен, свободен, как птица», и может жить где хочет. Но быть свободным, как птица, вовсе не значит быть свободным. Натуралист знает, что птица, о ко­торой говорят, что она свободна, на самом деле всю жизнь живет в плену страхов, голода и инстинктов; ее свобода ограничивается погодными условиями, изменяющимся атмосфер­ным давлением, количеством пищи в данной местности, хищ­ными зверями, а сильнее всего — непреодолимым стремлением оставаться в пределах небольшого участка земли и воздуха, который отведен ей в соответствии с существующими у птиц законами. Самая свободная птица, как и всякое сотворенное существо, может делать только то, что позволяет ей опутываю­щая ее сеть необходимости. Только Бог свободен.

Говорят, что Бог абсолютно свободен потому, что никто и ничто не может ни помешать Ему, ни заставить Его де­лать что-либо, ни остановить Его. Он может действовать по Своему усмотрению всегда, везде и вечно. Быть до такой степени свободным означает также обладать властью над всем. Из Священного Писания мы знаем, что Он обладает безграничным могуществом; об этом мы также можем уз­нать, рассматривая некоторые другие Его свойства. Но что можно сказать о Его власти? Похоже, не имеет смысла даже обсуждать власть Всемогу­щего Бога, а подвергать ее сомнению было бы просто абсурд­но. Разве мы можем представить себе, что Господь Бог вынужден просить у кого-то разрешения или обращаться с про­шением в более высокую инстанцию? К кому пошел бы Бог за разрешением? Кто выше, чем Всевышний? Кто могуще­ственнее, чем Всемогущий? Чья должность выше, чем должность Вечного? Перед чьим престолом склонил бы Бог коле­на? Где более великий, к кому Он должен обращаться с просьбой? «Так говорит Господь, Царь Израиля и Искупи­тель его, Господь Саваоф: Я первый, и Я последний, и кроме Меня нет Бога» (Ис. 44:6) Верховная власть Бога — это факт, о котором ясно говорится в Священном Писании и о котором во всеуслышание свидетель­ствует логика истины. Но предполагается, что из этого факта вы­текают некоторые проблемы, которые до сих пор не имеют удовлетворительного решения. Основных проблем здесь две.

Первая проблема — это присутствие среди Божьих творений такого, что Бог не может одобрить, например зла, боли и смерти. Если Бог обладает верховной властью, то Он мог бы предотвра­тить их появление. Почему же Он этого не сделал? В «Зенд-Авесте» — священной книге зороастризма — са­мой возвышенной из великих небиблейских религий эта сложность довольно аккуратно обойдена путем провозгла­шения богословского дуализма. Есть два бога — Ахурамаз-да и Анхра-Майнью, и они вдвоем сотворили мир. Добрый Ахурамазда сотворил все хорошее, а злой Анхра-Майнью сотворил все остальное. Это было довольно просто. Ахура­мазда не имел верховной власти, по поводу которой нужно было бы беспокоиться, и, очевидно, не возражал против того, чтобы разделить свои полномочия с кем-то другим. Для христианина такое объяснение не подходит, ибо оно явно противоречит той истине, которая так подчеркивается во всей Библии, — что Бог один и что только Он один сотворил небеса, землю и все, что есть на земле. Атрибуты Бога тако­вы, что они делают невозможным существование другого бога. Христианин признает, что он не может дать оконча­тельного ответа на загадку о присутствии в мире зла. Но он знает, каким этот ответ не может быть. И он знает, что в Зенд-Авесте тоже нет окончательного ответа.

В то время как полное объяснение происхождения зла скры­то от нас, мы все-таки кое-что об этом знаем. В Своей верхов­ной мудрости Бог допустил существование зла в строго ограни­ченных областях Своего творения, зло — это своего рода преступник, скрывающийся от наказания, его действия ограниче­ны во времени и ограничены по своим возможностям. Делая это, Бог действовал в соответствии со Своей бесконечной муд­ростью и добротой. Больше этого сейчас никому неизвестно, да и не нужно никому знать больше этого. Имя Бога — доста­точная гарантия, чтобы мы могли не сомневаться в том, что Его дела совершенны.

Другая несомненная проблема связана с волей человека. Если Бог правит Своей Вселенной по Своим царственным ука­зам, то как может человек обладать свободой выбора? А если он не может обладать свободой выбора, то как он может отвечать за свое поведение? Разве он не марионетка, все действия кото­рой определяются стоящим за сценой Богом, Который дергает за ниточки так, как Ему нравится? Попытка ответить на эти вопросы четко разделила христи­анскую церковь на два лагеря, названия которых происходят от имен двух выдающихся богословов — Якоба Арминия и Жана Кальвина. Большинство христиан довольствуются тем, что оказываются в том или другом лагере и отрицают либо верховную власть Бога, либо свободную волю человека. Одна­ко представляется возможным примирить обе точки зрения, не игнорируя ни ту ни другую, хотя описанная ниже попытка может показаться неубедительной сторонникам одного или другого лагеря.

Моя точка зрения такова: Своей верховной властью Бог дал человеку свободу морального выбора, и человек с самого нача­ла выполнил Его условие, сделав выбор между добром и злом. Когда человек выбирает зло, он тем самым не противоречит верховной власти Бога, а, наоборот, исполняет волю Бога, по­скольку вечный указ Бога не предписывает человеку, какой кон­кретно выбор сделать, но утверждает, что человек свободен де­лать этот выбор. Если в Своей абсолютной свободе Бог захотел бы дать человеку ограниченную свободу, кто «мог бы противиться руке Его и сказать: «что Ты сделал?» (Дан. 4:32). Воля человека свободна, потому что Бог обладает верховной властью. Если бы у Бога не было верховной власти, он не мог бы дать моральную свободу Своим творениям. Он побоялся бы сделать это. Может быть, понять это нам поможет пример из повседнев­ной жизни. Океанский лайнер отправляется из Нью-Йорка в Ли­верпуль. Пункт назначения определен ответственными за это людьми. Ничто не может изменить его. Это дает некое отда­ленное представление о верховной власти.

На борту лайнера находятся несколько десятков пассажи­ров. Они не в цепях, и их действия не ограничиваются ника­ким указом. Они полностью свободны и могут передвигаться как хотят. Они едят, спят, играют, прогуливаются по палубе, читают, разговаривают, как им хочется; и в то же время боль­шой лайнер везет их все дальше к пункту назначения. Здесь присутствуют и свобода, и верховная власть, и они не противоречат друг другу. Точно так же, я думаю, обстоит дело со свободой человека и верховной властью Бога. Гигантский лайнер Божьего царственного плана мчится вперед к пункту своего назначения по морю истории. Бог беспрепятственно дви­жется к тем вечным целям, которые Он определил во Христе Иисусе еще до сотворения мира. Мы не знаем всех этих целей, но достаточно многое уже открыто нам для того, чтобы дать нам общее представление о том, что будет, добрую надежду на будущее благополучие и твердую уверенность в нем.

Мы знаем, что Бог исполнит каждое обещание, которое Он дал пророкам; мы знаем, что грешники когда-то будут удале­ны с земли; мы знаем, что те, чьи грехи искуплены, будут в ра­дости Бога и что праведные будут сиять в царстве Своего Отца; мы знаем, что достоинства Бога получат всеобщее одобрение, что все творение, обладающее разумом, признает Гос­пода Иисуса Христа к славе Бога-Отца, что с нынешним несо­вершенным порядком будет покончено и что новые небеса и новая земля установятся навечно. Ко всему этому Бог идет с бесконечной мудростью и совер­шенной точностью действий. Никто не может уговорить Его отказаться от Своих целей; ничто не может отвратить Его от Его планов. Поскольку Он знает все, не может быть непредви­денных обстоятельств, не может быть несчастных случаев. По­скольку Он обладает верховной властью, не может быть ни контрприказов, ни разногласий среди руководства; а посколь­ку Он всемогущ, у Него достаточно власти для того, чтобы до­стичь тех целей, которые Он наметил. Во всем этом у Бога нет недостатка, и все это Он имеет независимо ни от кого. А пока не все так гладко, как может показаться при взгляде на это краткое описание. Тайна зла уже действует. В широкой сфере Божьей царственной, но снисходительной воли смертель­ная схватка между добром и злом продолжается и становится все яростнее. Богу еще придется прокладывать Свой путь среди урагана и бури, но эта буря и этот ураган только здесь, в этом мире, и, будучи ответственными существами, мы должны сде­лать свой выбор в нынешней моральной ситуации.

В Своей свободе принимать решения Бог установил для нас определенные предписания, и одно из этих предписаний — закон выбора и последствий. Бог объявил, что все те, кто с го­товностью, в покорности и вере посвятит себя Его Сыну Иису­су Христу, получат вечную жизнь и станут сынами Божьими. Он также объявил, что все те, кто любит тьму и продолжает бунт против верховной власти небес, останутся в состоянии ду­ховного отчуждения и в конце концов вечно будут испыты­вать муки смерти. Если свести все это к условиям сугубо индивидуальным, то мы придем к жизненно важным и глубоко личным выво­дам. В моральном конфликте, бушующем сейчас вокруг нас, тот, кто на стороне Бога, — на стороне победителя и не может быть побежден; тот, кто на другой стороне, — на стороне по­бежденного и не может победить. Здесь нет случайностей, здесь нельзя выиграть с помощью счастливой карты. Есть свобода выбирать, на чьей стороне нам быть, но не свобода игнорировать результаты сделанного выбора. По милости Божьей мы можем покаяться в неправильном выборе и изме­нить последствия, сделав новый, правильный выбор. Дальше этого мы пойти не можем.

Вся сущность морального выбора концентрируется вокруг Иисуса Христа. Христос прямо сказал об этом: «Кто не со Мною, тот против Меня» (Мф. 12:30), и «Никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6). Смысл Евангелия воплощает в себе три различных элемента: объявление, приказ и призыв. Евангелие объявляет благую весть об искуплении грехов по милости Божьей; оно приказывает всем людям, где бы они ни находились, покаяться, и оно призывает всех людей принять условия Божьей благодати, уверовав в Иисуса Христа как Господа и Спасителя. Мы должны выбирать: послушаться Евангелия или отвер­нуться в неверии и отвергнуть его власть над нами. Каждый делает свой выбор, но последствия этого выбора уже опреде­лены царственной волей Бога, и тут уже не помогут никакие мольбы о помощи.

Глава 23. Открытый секрет

Если посмотреть на это в масштабах вечности, то на сегод­няшний день нужнее всего, чтобы Церковь вернули из долгого вавилонского плена и чтобы имя Бога снова прославляли в ней, как прежде. Но мы не должны думать о Церкви как о некоей безличной структуре, как о мистической религиозной абстракции. Мы, христиане, — это Церковь, и то, что мы дела­ем, делает Церковь. Следовательно, это личное дело каждого из нас. В Церкви каждый шаг вперед должен начинаться с отдельного конкретного человека. Что могут сделать простые христиане, чтобы вернуть ушед­шую славу? Есть ли тут какой-то секрет, который мы можем узнать? Есть ли какая-то формула личного возрождения, кото­рую мы могли бы применить в сегодняшней ситуации, в нашей собственной ситуации? Ответ на этот вопрос — да.

И все же этот ответ вполне может разочаровать некото­рых людей, потому что он совсем не сложен. Я не привожу ни тайной криптограммы, ни мистического кода, который с трудом можно расшифровать. Я не обращаюсь ни к какому-то скрытому закону подсознания, ни к оккультному знанию, рассчитанному лишь на немногих. Этот секрет открыт, и лю­бой, кто в этом заинтересован, может прочесть его. Это про­сто старый и вечно новый совет: познакомься с Богом. Чтобы вернуть утраченное могущество. Церковь должна видеть не­беса открытыми, и перед ней предстанет видение Бога, кото­рое преобразует ее.

Но Бог, Которого мы должны увидеть, это не Тот утилитар­ный Бог, Который так популярен сегодня. Который привлекает к Себе внимание людей лишь Своей способностью принести ус­пех их различным начинаниям и Которому по этой причине угождает и льстит каждый, кто хочет что-то получить. Бог, Ко­торого мы должны узнать, — это Величие в небесах, Бог-Отец, Вседержитель, Создатель небес и земли, единственный мудрый Бог, Спаситель наш. Тот, Кто восседает на орбите земли, Кто раздвигает небеса, как занавес, и развертывает их, как шатер, чтобы обитать в них, Кто знает счет сонмам сияющих, как звез­ды, ангелов и Кто всех их называет по именам благодаря Свое­му могуществу. Кто видит, что дела человеческие — тщеславие. Кто не доверяет князьям и не спрашивает совета у царей.

Знания о таком существе нельзя получить только путем изу­чения. Эти знания приходят через мудрость, о которой есте­ственный человек ничего не знает, да и не может знать, потому что она осознается только духом. Знать Бога — это одновремен­но и самое легкое, и самое трудное, что есть в мире. Это легко, потому что знание получают не путем тяжелого умственного труда, а просто и свободно. Подобно тому как солнечный свет освещает открытое поле, знание о святом Боге дается людям как дар, если они открыты, чтобы получить его. Но это знание дается с трудом, потому что есть определенные условия, кото­рые нужно при этом соблюдать, а упрямая натура падшего че­ловека противится этим условиям. Позвольте мне кратко изложить эти условия — те, о которых учит Библия и которые повторяли на протяжении столетий святей­шие и праведнейшие из всех святых, которых когда-либо знал мир.

Во-первых, мы должны отказаться от своих грехов. Вера в то, что святой Бог не может быть познан людьми, ведущими не­праведную жизнь, не является чем-то новым, характерным толь­ко для христианства. В древнееврейской книге Премудрости Соломона, написанной за много лет до христианства, есть такой фрагмент: «Любите праведность, судьи земли, право мыслите о Господе и в простоте сердца ищите Его, ибо Он обретается неискушающими Его и является не неверующим Ему. Ибо непра­вые умствования отдаляют от Бога, и испытание силы Его обличит безумных. В лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху, ибо Святый Дух премудро­сти удалится от лукавства, и уклонится от неразумных умствований, и устыдится приближающейся неправды» (1:1-5). Та же мысль неоднократно звучит в написанном по Божье­му вдохновению Священном Писании; и, пожалуй, наиболее известными являются слова Христа: «Блаженны чистые серд­цем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8).

Во-вторых, нужно полностью посвятить всю свою жизнь Хри­сту в вере. «Верить в Христа» — значит иметь волевую и эмоцио­нальную привязанность к Нему и вместе с тем твердое решение повиноваться Ему во всем. Для этого необходимо, чтобы мы соблюдали Его заповеди, несли свой крест, любили Бога и людей.

В-третьих, мы должны посмотреть на себя как на людей, умерших для греха и живых для Бога во Христе Иисусе, а затем открыть настежь нашу душу, чтобы в нее вошел Святой Дух. Далее, мы должны подчиняться той самодисциплине, которая необходима для того, чтобы быть в Духе, и попирать ногами наши вожделения плоти.

В-четвертых, мы должны смело отказаться от дешевых цен­ностей падшего мира, полностью обособиться в духе от всего, к чему стремятся сердца неверующих людей, и позволять себе только простейшие естественные удовольствия, которые Бог даровал и праведным, и неправедным.

В-пятых, мы должны применять на практике искусство долгого и исполненного любви размышления о величии Бога. Для этого по­требуются некоторые усилия, ибо представление о величии у лю­дей полностью исчезло. Сейчас интересы человека сосредоточены на нем самом. Гуманизм в своих различных формах вытеснил богословие, став вместо него ключом к пониманию жизни. Когда в XIX веке поэт Суинберн написал: «Слава человеку в вышних! ибо чело­век — хозяин вещей», он дал современному миру новый вариант молитвы «Тебя, Бога, славим». Все это надо поставить в прежнее положение целенаправленным действием воли и держать в таком положении усилием ума, исполненным терпения.

Бог — Личность, с Ним можно знакомиться все ближе и бли­же, подготавливая сердца к чуду. Может быть, нам придется поменять нашу привычную веру в Бога, по мере того как слава, по­крывающая золотом Священное Писание, подобно восходящему солнцу, будет подниматься над нашей внутренней жизнью. Может быть, нам также необходимо будет спокойно и с достоинством отойти от безжизненного буквализма, доминирующего в еванге­лических церквях, и протестовать против легкомысленности многого из того, что считается среди нас христианством. Может быть, в результате этого мы на какое-то время потеряем друзей и прослы­вем «святошами»; но человек, который в таком важном деле стра­шится неприятных последствий, недостоин Царства Божьего.

В-шестых, по мере того как знания о Боге становятся все бо­лее чудесными, обязательным для нас становится все большее служение другим людям. Благословенные знания даются не для того, чтобы мы эгоистично наслаждались ими. Чем совершен­нее наши знания о Боге, тем сильнее становится желание преоб­разовать эти только что приобретенные знания в дела милосер­дия по отношению к страждущему человечеству. Бог, Который дал все нам, будет продолжать давать все через нас, по мере того как мы будем лучше узнавать Его.

До сих пор мы рассматривали личное отношение человека к Богу, но подобно притиранию на правой руке человека, которое своим благоуханием «выдает себя», любое углубленное знание о Боге вскоре начнет воздействовать на тех, кто окружает нас в христианском сообществе. И мы должны стремиться к тому, чтобы разделить тот свет, который возрастает в нас, с другими членами Божьей семьи. Это мы сможем сделать лучше всего, если будем постоянно сосредоточиваться на величии Бога, служа Ему в присутствии других людей. Не только наши личные молитвы должны быть наполнены Богом, но и наше свидетельство, наше пение, наши проповеди и то, что мы пишем, — все это должно концентри­роваться вокруг личности нашего святого, святого Господа, и мы должны постоянно превозносить величие Его, достоин­ства и могущество. На небесах, по правую руку Великого, во славе восседает Человек, с верностью представляя там наши интересы. Мы оставлены среди людей на недолгий срок; давайте же будем верными Его представителями здесь.

КОНЕЦ.

НАЧАЛО  ПРЕДЫДУЩАЯ.

 

 

Категория: Книги, книги по главам | Просмотров: 519 | Добавил: Lolita | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]