22:17 Величие Бога.Э. У. Тозер. Часть 22-23 |
Верховная власть Бога Кто не испугается Тебя, Господь Бог Саваоф, Высокий и Превознесенный? Ибо Ты — единый Господь. Ты создал небеса и небеса небес, землю и все, что есть на ней, и в Твоих руках душа каждого живого существа. Ты — Царь, восседающий на престоле над морями. Ты — Царь, восседающий на престоле вечно. Ты — великий Царь над всей землей. Ты облачен в силу; пред Тобою — честь и величие. Аминь. Верховная власть Бога — это свойство, с помощью которого Он правит всеми Своими творениями; а для того чтобы обладать верховной властью, Богу нужно быть всезнающим, всемогущим и абсолютно свободным. И вот почему. Если бы было что-то, пусть даже совсем небольшое и незначительное, что не было бы известно Богу, Его правление прекратилось бы на этом. Для того чтобы быть Господом всех Своих творений, Он должен обладать всеми знаниями. А если бы Богу не хватало хотя бы самой небольшой частицы могущества, этот недостаток положил бы конец Его царствованию и разрушил бы Его царство; этот один заблудившийся где-то атом могущества принадлежал бы кому-то другому, и Бог был бы ограничен в Своем правлении и, следовательно, не обладал бы верховной властью. Далее, Его верховная власть требует, чтобы Он был абсолютно свободен, это означает, что Он должен быть волен делать все, что захочет, в любом месте и в любое время, чтобы достичь Своей вечной цели даже в самом малом без чьего-либо вмешательства. Если бы Он был не полностью свободен, Его власть не была бы полностью верховной. Чтобы постичь идею неограниченной свободы, необходимо большое напряжение ума. Мы психологически не подготовлены к тому, чтобы понимать свободу иначе как в ее несовершенных формах. Наши представления о свободе сформировались в мире, где не существует абсолютной свободы. Здесь каждый естественный объект зависит от многих других объектов, и эта зависимость ограничивает его свободу. Уордсворт в начале своей «Прелюдии» радовался тому, что убежал из большого города, где был долго заключен, как в темнице, и что теперь он «свободен, свободен, как птица», и может жить где хочет. Но быть свободным, как птица, вовсе не значит быть свободным. Натуралист знает, что птица, о которой говорят, что она свободна, на самом деле всю жизнь живет в плену страхов, голода и инстинктов; ее свобода ограничивается погодными условиями, изменяющимся атмосферным давлением, количеством пищи в данной местности, хищными зверями, а сильнее всего — непреодолимым стремлением оставаться в пределах небольшого участка земли и воздуха, который отведен ей в соответствии с существующими у птиц законами. Самая свободная птица, как и всякое сотворенное существо, может делать только то, что позволяет ей опутывающая ее сеть необходимости. Только Бог свободен. Говорят, что Бог абсолютно свободен потому, что никто и ничто не может ни помешать Ему, ни заставить Его делать что-либо, ни остановить Его. Он может действовать по Своему усмотрению всегда, везде и вечно. Быть до такой степени свободным означает также обладать властью над всем. Из Священного Писания мы знаем, что Он обладает безграничным могуществом; об этом мы также можем узнать, рассматривая некоторые другие Его свойства. Но что можно сказать о Его власти? Похоже, не имеет смысла даже обсуждать власть Всемогущего Бога, а подвергать ее сомнению было бы просто абсурдно. Разве мы можем представить себе, что Господь Бог вынужден просить у кого-то разрешения или обращаться с прошением в более высокую инстанцию? К кому пошел бы Бог за разрешением? Кто выше, чем Всевышний? Кто могущественнее, чем Всемогущий? Чья должность выше, чем должность Вечного? Перед чьим престолом склонил бы Бог колена? Где более великий, к кому Он должен обращаться с просьбой? «Так говорит Господь, Царь Израиля и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый, и Я последний, и кроме Меня нет Бога» (Ис. 44:6) Верховная власть Бога — это факт, о котором ясно говорится в Священном Писании и о котором во всеуслышание свидетельствует логика истины. Но предполагается, что из этого факта вытекают некоторые проблемы, которые до сих пор не имеют удовлетворительного решения. Основных проблем здесь две. Первая проблема — это присутствие среди Божьих творений такого, что Бог не может одобрить, например зла, боли и смерти. Если Бог обладает верховной властью, то Он мог бы предотвратить их появление. Почему же Он этого не сделал? В «Зенд-Авесте» — священной книге зороастризма — самой возвышенной из великих небиблейских религий эта сложность довольно аккуратно обойдена путем провозглашения богословского дуализма. Есть два бога — Ахурамаз-да и Анхра-Майнью, и они вдвоем сотворили мир. Добрый Ахурамазда сотворил все хорошее, а злой Анхра-Майнью сотворил все остальное. Это было довольно просто. Ахурамазда не имел верховной власти, по поводу которой нужно было бы беспокоиться, и, очевидно, не возражал против того, чтобы разделить свои полномочия с кем-то другим. Для христианина такое объяснение не подходит, ибо оно явно противоречит той истине, которая так подчеркивается во всей Библии, — что Бог один и что только Он один сотворил небеса, землю и все, что есть на земле. Атрибуты Бога таковы, что они делают невозможным существование другого бога. Христианин признает, что он не может дать окончательного ответа на загадку о присутствии в мире зла. Но он знает, каким этот ответ не может быть. И он знает, что в Зенд-Авесте тоже нет окончательного ответа. В то время как полное объяснение происхождения зла скрыто от нас, мы все-таки кое-что об этом знаем. В Своей верховной мудрости Бог допустил существование зла в строго ограниченных областях Своего творения, зло — это своего рода преступник, скрывающийся от наказания, его действия ограничены во времени и ограничены по своим возможностям. Делая это, Бог действовал в соответствии со Своей бесконечной мудростью и добротой. Больше этого сейчас никому неизвестно, да и не нужно никому знать больше этого. Имя Бога — достаточная гарантия, чтобы мы могли не сомневаться в том, что Его дела совершенны. Другая несомненная проблема связана с волей человека. Если Бог правит Своей Вселенной по Своим царственным указам, то как может человек обладать свободой выбора? А если он не может обладать свободой выбора, то как он может отвечать за свое поведение? Разве он не марионетка, все действия которой определяются стоящим за сценой Богом, Который дергает за ниточки так, как Ему нравится? Попытка ответить на эти вопросы четко разделила христианскую церковь на два лагеря, названия которых происходят от имен двух выдающихся богословов — Якоба Арминия и Жана Кальвина. Большинство христиан довольствуются тем, что оказываются в том или другом лагере и отрицают либо верховную власть Бога, либо свободную волю человека. Однако представляется возможным примирить обе точки зрения, не игнорируя ни ту ни другую, хотя описанная ниже попытка может показаться неубедительной сторонникам одного или другого лагеря. Моя точка зрения такова: Своей верховной властью Бог дал человеку свободу морального выбора, и человек с самого начала выполнил Его условие, сделав выбор между добром и злом. Когда человек выбирает зло, он тем самым не противоречит верховной власти Бога, а, наоборот, исполняет волю Бога, поскольку вечный указ Бога не предписывает человеку, какой конкретно выбор сделать, но утверждает, что человек свободен делать этот выбор. Если в Своей абсолютной свободе Бог захотел бы дать человеку ограниченную свободу, кто «мог бы противиться руке Его и сказать: «что Ты сделал?» (Дан. 4:32). Воля человека свободна, потому что Бог обладает верховной властью. Если бы у Бога не было верховной власти, он не мог бы дать моральную свободу Своим творениям. Он побоялся бы сделать это. Может быть, понять это нам поможет пример из повседневной жизни. Океанский лайнер отправляется из Нью-Йорка в Ливерпуль. Пункт назначения определен ответственными за это людьми. Ничто не может изменить его. Это дает некое отдаленное представление о верховной власти. На борту лайнера находятся несколько десятков пассажиров. Они не в цепях, и их действия не ограничиваются никаким указом. Они полностью свободны и могут передвигаться как хотят. Они едят, спят, играют, прогуливаются по палубе, читают, разговаривают, как им хочется; и в то же время большой лайнер везет их все дальше к пункту назначения. Здесь присутствуют и свобода, и верховная власть, и они не противоречат друг другу. Точно так же, я думаю, обстоит дело со свободой человека и верховной властью Бога. Гигантский лайнер Божьего царственного плана мчится вперед к пункту своего назначения по морю истории. Бог беспрепятственно движется к тем вечным целям, которые Он определил во Христе Иисусе еще до сотворения мира. Мы не знаем всех этих целей, но достаточно многое уже открыто нам для того, чтобы дать нам общее представление о том, что будет, добрую надежду на будущее благополучие и твердую уверенность в нем. Мы знаем, что Бог исполнит каждое обещание, которое Он дал пророкам; мы знаем, что грешники когда-то будут удалены с земли; мы знаем, что те, чьи грехи искуплены, будут в радости Бога и что праведные будут сиять в царстве Своего Отца; мы знаем, что достоинства Бога получат всеобщее одобрение, что все творение, обладающее разумом, признает Господа Иисуса Христа к славе Бога-Отца, что с нынешним несовершенным порядком будет покончено и что новые небеса и новая земля установятся навечно. Ко всему этому Бог идет с бесконечной мудростью и совершенной точностью действий. Никто не может уговорить Его отказаться от Своих целей; ничто не может отвратить Его от Его планов. Поскольку Он знает все, не может быть непредвиденных обстоятельств, не может быть несчастных случаев. Поскольку Он обладает верховной властью, не может быть ни контрприказов, ни разногласий среди руководства; а поскольку Он всемогущ, у Него достаточно власти для того, чтобы достичь тех целей, которые Он наметил. Во всем этом у Бога нет недостатка, и все это Он имеет независимо ни от кого. А пока не все так гладко, как может показаться при взгляде на это краткое описание. Тайна зла уже действует. В широкой сфере Божьей царственной, но снисходительной воли смертельная схватка между добром и злом продолжается и становится все яростнее. Богу еще придется прокладывать Свой путь среди урагана и бури, но эта буря и этот ураган только здесь, в этом мире, и, будучи ответственными существами, мы должны сделать свой выбор в нынешней моральной ситуации. В Своей свободе принимать решения Бог установил для нас определенные предписания, и одно из этих предписаний — закон выбора и последствий. Бог объявил, что все те, кто с готовностью, в покорности и вере посвятит себя Его Сыну Иисусу Христу, получат вечную жизнь и станут сынами Божьими. Он также объявил, что все те, кто любит тьму и продолжает бунт против верховной власти небес, останутся в состоянии духовного отчуждения и в конце концов вечно будут испытывать муки смерти. Если свести все это к условиям сугубо индивидуальным, то мы придем к жизненно важным и глубоко личным выводам. В моральном конфликте, бушующем сейчас вокруг нас, тот, кто на стороне Бога, — на стороне победителя и не может быть побежден; тот, кто на другой стороне, — на стороне побежденного и не может победить. Здесь нет случайностей, здесь нельзя выиграть с помощью счастливой карты. Есть свобода выбирать, на чьей стороне нам быть, но не свобода игнорировать результаты сделанного выбора. По милости Божьей мы можем покаяться в неправильном выборе и изменить последствия, сделав новый, правильный выбор. Дальше этого мы пойти не можем. Вся сущность морального выбора концентрируется вокруг Иисуса Христа. Христос прямо сказал об этом: «Кто не со Мною, тот против Меня» (Мф. 12:30), и «Никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6). Смысл Евангелия воплощает в себе три различных элемента: объявление, приказ и призыв. Евангелие объявляет благую весть об искуплении грехов по милости Божьей; оно приказывает всем людям, где бы они ни находились, покаяться, и оно призывает всех людей принять условия Божьей благодати, уверовав в Иисуса Христа как Господа и Спасителя. Мы должны выбирать: послушаться Евангелия или отвернуться в неверии и отвергнуть его власть над нами. Каждый делает свой выбор, но последствия этого выбора уже определены царственной волей Бога, и тут уже не помогут никакие мольбы о помощи. Глава 23. Открытый секрет Если посмотреть на это в масштабах вечности, то на сегодняшний день нужнее всего, чтобы Церковь вернули из долгого вавилонского плена и чтобы имя Бога снова прославляли в ней, как прежде. Но мы не должны думать о Церкви как о некоей безличной структуре, как о мистической религиозной абстракции. Мы, христиане, — это Церковь, и то, что мы делаем, делает Церковь. Следовательно, это личное дело каждого из нас. В Церкви каждый шаг вперед должен начинаться с отдельного конкретного человека. Что могут сделать простые христиане, чтобы вернуть ушедшую славу? Есть ли тут какой-то секрет, который мы можем узнать? Есть ли какая-то формула личного возрождения, которую мы могли бы применить в сегодняшней ситуации, в нашей собственной ситуации? Ответ на этот вопрос — да. И все же этот ответ вполне может разочаровать некоторых людей, потому что он совсем не сложен. Я не привожу ни тайной криптограммы, ни мистического кода, который с трудом можно расшифровать. Я не обращаюсь ни к какому-то скрытому закону подсознания, ни к оккультному знанию, рассчитанному лишь на немногих. Этот секрет открыт, и любой, кто в этом заинтересован, может прочесть его. Это просто старый и вечно новый совет: познакомься с Богом. Чтобы вернуть утраченное могущество. Церковь должна видеть небеса открытыми, и перед ней предстанет видение Бога, которое преобразует ее. Но Бог, Которого мы должны увидеть, это не Тот утилитарный Бог, Который так популярен сегодня. Который привлекает к Себе внимание людей лишь Своей способностью принести успех их различным начинаниям и Которому по этой причине угождает и льстит каждый, кто хочет что-то получить. Бог, Которого мы должны узнать, — это Величие в небесах, Бог-Отец, Вседержитель, Создатель небес и земли, единственный мудрый Бог, Спаситель наш. Тот, Кто восседает на орбите земли, Кто раздвигает небеса, как занавес, и развертывает их, как шатер, чтобы обитать в них, Кто знает счет сонмам сияющих, как звезды, ангелов и Кто всех их называет по именам благодаря Своему могуществу. Кто видит, что дела человеческие — тщеславие. Кто не доверяет князьям и не спрашивает совета у царей. Знания о таком существе нельзя получить только путем изучения. Эти знания приходят через мудрость, о которой естественный человек ничего не знает, да и не может знать, потому что она осознается только духом. Знать Бога — это одновременно и самое легкое, и самое трудное, что есть в мире. Это легко, потому что знание получают не путем тяжелого умственного труда, а просто и свободно. Подобно тому как солнечный свет освещает открытое поле, знание о святом Боге дается людям как дар, если они открыты, чтобы получить его. Но это знание дается с трудом, потому что есть определенные условия, которые нужно при этом соблюдать, а упрямая натура падшего человека противится этим условиям. Позвольте мне кратко изложить эти условия — те, о которых учит Библия и которые повторяли на протяжении столетий святейшие и праведнейшие из всех святых, которых когда-либо знал мир. Во-первых, мы должны отказаться от своих грехов. Вера в то, что святой Бог не может быть познан людьми, ведущими неправедную жизнь, не является чем-то новым, характерным только для христианства. В древнееврейской книге Премудрости Соломона, написанной за много лет до христианства, есть такой фрагмент: «Любите праведность, судьи земли, право мыслите о Господе и в простоте сердца ищите Его, ибо Он обретается неискушающими Его и является не неверующим Ему. Ибо неправые умствования отдаляют от Бога, и испытание силы Его обличит безумных. В лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху, ибо Святый Дух премудрости удалится от лукавства, и уклонится от неразумных умствований, и устыдится приближающейся неправды» (1:1-5). Та же мысль неоднократно звучит в написанном по Божьему вдохновению Священном Писании; и, пожалуй, наиболее известными являются слова Христа: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8). Во-вторых, нужно полностью посвятить всю свою жизнь Христу в вере. «Верить в Христа» — значит иметь волевую и эмоциональную привязанность к Нему и вместе с тем твердое решение повиноваться Ему во всем. Для этого необходимо, чтобы мы соблюдали Его заповеди, несли свой крест, любили Бога и людей. В-третьих, мы должны посмотреть на себя как на людей, умерших для греха и живых для Бога во Христе Иисусе, а затем открыть настежь нашу душу, чтобы в нее вошел Святой Дух. Далее, мы должны подчиняться той самодисциплине, которая необходима для того, чтобы быть в Духе, и попирать ногами наши вожделения плоти. В-четвертых, мы должны смело отказаться от дешевых ценностей падшего мира, полностью обособиться в духе от всего, к чему стремятся сердца неверующих людей, и позволять себе только простейшие естественные удовольствия, которые Бог даровал и праведным, и неправедным. В-пятых, мы должны применять на практике искусство долгого и исполненного любви размышления о величии Бога. Для этого потребуются некоторые усилия, ибо представление о величии у людей полностью исчезло. Сейчас интересы человека сосредоточены на нем самом. Гуманизм в своих различных формах вытеснил богословие, став вместо него ключом к пониманию жизни. Когда в XIX веке поэт Суинберн написал: «Слава человеку в вышних! ибо человек — хозяин вещей», он дал современному миру новый вариант молитвы «Тебя, Бога, славим». Все это надо поставить в прежнее положение целенаправленным действием воли и держать в таком положении усилием ума, исполненным терпения. Бог — Личность, с Ним можно знакомиться все ближе и ближе, подготавливая сердца к чуду. Может быть, нам придется поменять нашу привычную веру в Бога, по мере того как слава, покрывающая золотом Священное Писание, подобно восходящему солнцу, будет подниматься над нашей внутренней жизнью. Может быть, нам также необходимо будет спокойно и с достоинством отойти от безжизненного буквализма, доминирующего в евангелических церквях, и протестовать против легкомысленности многого из того, что считается среди нас христианством. Может быть, в результате этого мы на какое-то время потеряем друзей и прослывем «святошами»; но человек, который в таком важном деле страшится неприятных последствий, недостоин Царства Божьего. В-шестых, по мере того как знания о Боге становятся все более чудесными, обязательным для нас становится все большее служение другим людям. Благословенные знания даются не для того, чтобы мы эгоистично наслаждались ими. Чем совершеннее наши знания о Боге, тем сильнее становится желание преобразовать эти только что приобретенные знания в дела милосердия по отношению к страждущему человечеству. Бог, Который дал все нам, будет продолжать давать все через нас, по мере того как мы будем лучше узнавать Его. До сих пор мы рассматривали личное отношение человека к Богу, но подобно притиранию на правой руке человека, которое своим благоуханием «выдает себя», любое углубленное знание о Боге вскоре начнет воздействовать на тех, кто окружает нас в христианском сообществе. И мы должны стремиться к тому, чтобы разделить тот свет, который возрастает в нас, с другими членами Божьей семьи. Это мы сможем сделать лучше всего, если будем постоянно сосредоточиваться на величии Бога, служа Ему в присутствии других людей. Не только наши личные молитвы должны быть наполнены Богом, но и наше свидетельство, наше пение, наши проповеди и то, что мы пишем, — все это должно концентрироваться вокруг личности нашего святого, святого Господа, и мы должны постоянно превозносить величие Его, достоинства и могущество. На небесах, по правую руку Великого, во славе восседает Человек, с верностью представляя там наши интересы. Мы оставлены среди людей на недолгий срок; давайте же будем верными Его представителями здесь. КОНЕЦ.
|
|
Всего комментариев: 0 | |