Ну вот, и отпраздновали мы очередную Пасху, поздравили всех друзей с этим торжеством, а наиболее ревностные с утра уже посетили храм с пасхальным набором в корзинке, который освятили служители церкви. Теперь есть возможность отдохнуть от самого празднования и завтра с чистой совестью можно уже пойти на работу!
Что же мы праздновали? И в чем состоит сам этот праздник, в чем его смысл? Википедия дает нам исчерпывающий ответ: пасха – древнейший христианский праздник, берущий начало из еврейской традиции, называемой песах, что означает: "пройти мимо". Стоит серьезный вопрос: не прошли ли мы "мимо", отпраздновав таким образом Пасху? Есть смысл хорошо разобраться и понять: какая Пасха угодна Господу Богу?
В ту ночь, когда Моисей должен был вывести народ из Египта, из рабства, они сделали по повелению Божию нечто новое: испекли пасхального ягненка, и кровью его помазали косяки своих дверей. И ели его с поспешностью, не выходя из домов своих, потому что по всему Египту проходил в ту ночь Ангел, поражавший смертью всех первенцев от человека до скота. И только те дома, на косяках дверей которых он видел кровь, он обходил, или иначе, "проходил мимо" (песах), и находящиеся в них оставались живы. В Египте стоял стон, слышался вой, народ обезумел от такого количества смертей одночасно, и только народ Божий, хотя и был в страхе и трепете, но оставался жив, губитель его не тронул: кровь жертвенного агнца спасла их от смерти. Это и была Пасха: прохождение мимо Ангела смерти, потому что кровь невинного покрыла защитой тех, кто был с Богом.
Что же сегодня, изменилось ли что-нибудь с пришествием Нового Завета? Да, многое изменили в этом повелении Божием люди: вместо одного дня, назначенного для евреев на Пасху, установили дату этого праздника по лунно-солнечному календарю, привязав ее к периодам весеннего равноденствия, которое всегда было свято для язычников, что делает Пасху переходящим праздником. В прошлом 2012 году она отмечалась 15 апреля, а в нынешнем 5 мая. Вместо пасхального агнца, хлебопекарни поставили на поток украшенные мучные куличи, которые почему-то люди называют "пасхой". Но более важно для нас понять то, что именно признается за "праздник"? Как он происходит, и что именно празднуется?
Для множества неверующих людей Пасха – это повод не идти на работу, хорошо покушать, выпить и повеселиться, выйти на природу, поскольку после надоевшей зимы это первая возможность полежать на травке перед костром. С самым серьезным видом они говорят друг другу: "Христос воскресе!", стараясь делать это с церковно-славянским произношением. Среди множества таких однообразных приветствий в этот день, эти слова звучат как пароль, на который существует соответствующий отзыв: "воистину воскресе!". На этом официальная (Божественная) часть празднества заканчивается. Есть люди верующие, и самые ответственные из них отнеслись к празднику иначе: они постились, молились, вспоминали, а вернее, представляли себе Христовы страдания, и когда пришел сам праздник они пережили особое духовное состояние своей богоизбранности, радости и чистоты. Но вот, праздник закончился, опять потянулись серые будни, а с ними пришли и согрешения, и переживания своего несовершенства, искушения и падения. Но это не удивляет верующих: на то и праздник светлого Христова воскресения, чтобы переживать нечто особое, а в остальном – все мы грешники, и только милость Божия спасет нас, если мы будем себя хорошо вести. И остается непонятым то, что Бог положил для человечества в Христовой смерти. И само воскресение Христа не принесло человеку, даже верующему ту силу истинного спасения, которую Бог и называет Пасхой.
Потому что, от древнего постановления Божия о Пасхе ничего не изменилось до сего дня. Но все то, что тогда показывалось на примере, произошло ныне от момента воскресения Иисуса Христа. Он есть тот самый невинный Агнец, кровию Которого теперь "помазаны" косяки дверей наших домов. Под защитой этой Крови мы находимся теперь непрестанно, и когда придет день уничтожения всего нечестивого, злого и грешного, Ангел губитель пройдет "мимо" тех, кто в действительности составляет народ Божий. Кому Моисей (в прошлом), а ныне истинный вождь Иисус Христос показал и объяснил устав настоящей Пасхи, а не народные традиции, уходящие корнями вглубь язычества. Где же можно увидеть этот устав, чтобы точно знать: как Бог положил Христианам праздновать Пасху? И существует ли он вообще, этот устав, определение Божие о Пасхе для нас, Христиан?
Наверное, никто не удивится, услышав, что устав новозаветной Пасхи находится в Священном Писании, в книгах Нового Завета. Удивляться следует другому, что верующие люди, читая Новый Завет не видят этого устава, не понимают суть новозаветной Пасхи. В первом послании Коринфянам Павел пишет верующим в Коринфе и стыдит их за то, что они так поблажливо относятся к греху, который имеет место в их поместной церкви: "Нечем вам хвалиться. Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто? Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины" 1Кор.5:6-8. О чем говорят эти слова? Они говорят, что нечистота, которая появилась в Коринфской церкви способна растлить и остальных, подобно тому как закваска, которую обычно добавляют в малых количествах, квасит все тесто. Нужно здесь вспомнить, что именно на Пасху законом не разрешалось евреям в доме иметь квасное, и пасхальная неделя потому еще называлась опресночной, когда можно было есть только пресных хлеб. Но ныне смысл имеет не образ вещей, как в прошлом, но сама истина, которая явилась Иисусом Христом. Закваска порока и лукавства, закваска ложного толкования Библии не должна присутствовать в народе Божием, как некогда квасное не должно было быть в домах евреев. Это для того, чтобы нам, Христианам быть новым тестом, не заквашенным нечистотою, так как мы "бесквасны" от Господа Иисуса Христа, очистившего нас Своей Кровию. Ибо Пасха наша – Христос, не кулич, украшенный кулинарным искусством, но Агнец, закланный за нас. И что же теперь? - Посему станем праздновать… И здесь встает перед нами вопрос: в какой день мы станем праздновать? И как именно мы будем это делать? Может быть мы отпразднуем нашу Пасху 5 мая, или 15 апреля по лунно-солнечному календарю? А может быть более верная дата Пасхи та, что предлагает католичество, или множество других религиозных организаций?
Чтобы решить этот вопрос нужно сначала ответить на другой: как праздновать Пасху? И на этот вопрос Павел отвечает вполне определенно: "станем праздновать, не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины". То есть само празднование люди и Бог понимают НЕОДИНАКОВО! Люди считают праздником отдых от работы, вкусное кушание, веселие, застолье, а Бог почитает праздником – чистоту и истину! И если Христианин находится в чистоте, в свободе от греха, знает истиннное слово Божие и верует в него, то, находясь в этом состоянии он может работать или отдыхать, веселиться, а может быть переживать не лучшие времена, кушать или поститься, спать или бодрствовать, все, что угодно – и это состояние и есть праздник Пасхи, праздник того, что губитель проходит мимо. Эта мысль, выраженная Павлом, не скрыта, не нужно предпринимать каких-то сложных исследований, чтобы увидеть: "станем праздновать… (каким образом?) – с опресноками чистоты и истины". И тогда открывается вопрос второй: в какой день мы будем делать это? Неужели Богу угодно, чтобы мы были чисты от греха только 5 мая? Или 15 апреля? Или еще в какой-либо назначенный день? Таким образом, открывается, что наша Пасха – Христос, в чистоте слова и жизни, в истине понимания Божественного учения, и для этого праздника не назначен от Бога день, но это есть сама жизнь наша, ежедневное хождение Христиан пред Богом. И само празднование не есть мероприятие: отдых, посещение храма, возможность хорошо покушать и получить удовольствие, но состояние чистоты и истины, в котором непрестанно находится истинный и верный Христианин.
Май 2013. г. Белая Церковь.
Евгений Кузерин
|