Сразу ли по уверованию человек перестает грешить?
Ветхий человек умер. Воскрес новый, новая тварь во Христе: святой, оправданный, свободный от греха, в котором теперь живет не закон греха, как раньше, но Бог, Духом Святым. Свершилась великая благочестия тайна: Бог явился во плоти верующего. С какого момента начинает действовать это благочестие? Ведь мы видим еще много несовершенных дел у этого Христианина! Ответ: как только это естество поселяется в человека. Но войти и поселиться Божие естество может только тогда, когда из человека изгнан закон греха и смерти. Еще точнее – когда сам человек умрет для этого закона. Поэтому начало всему – смерть, которую человек принимает верой в то, что сделал Отец во Христе: утвердил в Сыне предвечно ветхого Адама и предал на распятие: "все умерли" 2Кор.5:14. Ветхий умирает, воскресает новый, - тем самым, в человеке поселяется Божеское естество (2Пет.1:4; Евр.3:14). С этого момента оно и начинает действовать. Как?
Правдой! И прежде всего в слове. Если раньше верующий был всеяден, слушал и тех, и этих, думая, что ищет истину, то теперь оживотворенный дух его способен отличать ложь. Он, возможно, еще не может объяснить, почему не принимает религиозность, но чувства его протестуют, когда ему навязывают угодность Богу делами, он чувствует закон и не принимает его, но радуется свободе, понимает благодать, как даром данное ему спасение, не от дел его, ни хороших, ни плохих. Понимает праведность не свою, но праведность Бога, которая явилась на всех верующих во Христа по истине (Рим.3:21). Поступки его могут быть еще несовершенны, потому что действуют еще остатки прошлой, ложной веры, и тут есть удивительное: эти поступки его, которые могут быть неприятными, неправильными, которые называются не иначе, как "грех", они – в Боге соделаны! Как мы читаем: "ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны" Ин.3:20-21. Читая это, многие думают, что в Боге соделаны как раз хорошие поступки, но это не всегда так! ВСЕ! И допускает их Сам Господь тем, что поднимает в человеке остатки невежества, тьмы, ложной веры, которая и выходит еще несовершенными действиями человека. Потому что Господь Бог ОСВЯЩАЕТ святого и праведного до полного очищения совести, о которой сказано: "то кольми паче Кровь Христа, …очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!" Евр.9:14.
Душа от начала предала себя Богу, святости, но именно в совести сохраняются еще остатки разбитой религиозной веры, действующей неверными пониманиями, ложными толкованиями Библии, и они, конечно, будут выходить ложными делами, доколе человек не очистится до конца. Итак, очищение происходит не в теле, хотя и там есть о чем поговорить, не в душе, которая есть личность, предавшая себя Богу, но в духе. И когда дух становится чистым, диавол уже не имеет возможности действовать изнутри человека, только снаружи. Такой возраст и есть возраст юноши: "вы победили лукавого". Но не грешит человек сразу, потому что, после заселения его сердца Духом Христовым, его "некрасивые" дела происходят не по воле диавола (греха -7 гл. Рим.), жившего в человеке, но по воле Бога, освящающего его. ГРЕШИТЬ - означает исполнять волю диавола, который подвигает человека на нечистое, на преступление закона. ГРЕШИТЬ - означает находиться под властью греха: "уже не я делаю то, но живущий во мне грех" Рим.7:20. Когда же Господь, по Своей воле поднимает нечистое из глубин совести рожденного от Бога, и это выходит из него несовершенными делами - это есть ОСВЯЩЕНИЕ, а не грех пред Богом.
Возникает вопрос: неужели Бог оправдывает избранных Божиих, если кто-либо из них совершил какое неправедное действие? Если, скажем, совершил кто-либо поступок, который Писание называет грехом? Неужели совершив его, человек остается невиновным, или, другими словами: не грешит, как если бы он и не совершал его никогда? Понятно, что речь не идет о действиях совершенных сознательно, когда человек любит зло и своими делами выражает желания нечистого своего сердца. Если так есть, то это открывает в нем совсем иную веру, ложную веру по учению мира сего. Таковому вменяется грех, как написано: "Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех" Иак.4:17. Мы же говорим о том, что душа сознательно предает себя Богу, желает чистоты и святости, уверовала в свою смерть для греха, но по неведению, не желая того, может явить еще что-либо нечистое. Совершив подобное в религии, человек признается: "я согрешил", и это верно, потому что из него вышел поступок, источником которого является закон греха и смерти, живущий в нем. Совершив то же в истине, верующий не грешит, - нельзя называть грехом то, что Бог поднимает из глубин его совести остатки его ложной веры. Здесь действует Бог, и действует не на грех, но для очищения веры.
Ожидаем праведности
"Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати, а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры" Гал.5:4-5.
Как мы стали праведными? Сделали много добрых дел? Старались соблюсти себя в заповедях Божиих? - Нет, мы узнали, что Бог совершил с нами две тысячи лет назад: Он предал все ветхое человечество на смерть в Сыне Своем. Мы умерли во Христе, когда Его распяли римляне, и совоскресли с Ним своею верою, когда Бог Отец воскресил Его из мертвых: "Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха" Рим.6:5-7. Зная это, мы верою нашли себя во Христе Иисусе ПРАВЕДНЫМИ, как написано: "и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере" Флп.3:9.
Эта праведность не наша, она – Божия: "Но ныне, независимо от закона, явилась правда \праведность\ Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих" Рим.3:21-22. Явилась сама жизнь Бога в нас, и мы ее приняли. Теперь мы можем жить Его жизнью. Павел говорит об этом: моя жизнь – Христос. Но эта жизнь не станет являть себя насильно. Она явит себя, свою праведность и святость по вере человека. Вот пример: Христос мог подставить левую щеку, а человек? Даже если он принял смерть с Иисусом, свое совоскресение с Ним, состоялась ли его вера в слово Господа: не противься злому? (Мтф.5:39). Чтобы она состоялась необходимо еще многое изменить в своей прошлой вере, во многих ее вопросах. Это происходит познанием. А поскольку, в тех или иных вопросах человек верит еще по земному, ложно, то и ДЕЛА ЕГО иногда выходят не очень хорошие, оставляющие желать лучшего.
Может быть, в таком случае, просто не обращать внимания на эти дела? Раз мы все равно праведны, и праведны не от дел. Совершив что-либо хорошее, мы не становимся праведнее, также и плохое – не теряем дарованной праведности. Поскольку праведность Божия явилась на нас НЕЗАВИСИМО ОТ ЗАКОНА (Рим.3:21-22). Но слово Божие учит иному: "по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят" 1Пет.1:15-16. Что же делать? Поступать "по примеру", как это делает религия? В ней именно стараются поступать, как поступал Христос, по примеру Его жизни, Его поведения. Но речь здесь идет не о примере поведения, а о примере святости. Поступать свято, по примеру Святого Господа Иисуса Христа. Будучи Человек, Он давал свободный выход внутренней Божественной жизни Своей, ничего не препятствовало этой жизни являть себя чрез Него. Потому во всяком поступке, во всякой речи, во всем поведении Он являл святость и праведность. Его вера была совершенной, нам дается такая же возможность: стать совершенными в вере чрез освящение. Поэтому наша цель – поспешить к совершенству (Евр.6:1), которое и явит себя святостью всех поступков, что мы и ожидаем, на что и надеемся.
Когда Галаты приклонились к закону, думая, тем самым, только улучшить свое стояние во Христе, Павел написал им: вы оправдываете себя законом, а мы ОЖИДАЕМ праведности от веры. Вы стараетесь пред Богом удержать себя от согрешений, а мы надеемся с умножением нашей веры в познании, получить такую силу Божественной жизни в нас, которая сама явит все наши поступки истинной праведностью. И более того, - как бы продолжал Павел, - эта жизнь Христа не станет действовать в человеке, если он оглядывается на закон. Потому что, живущий под законом НЕ ВЕРИТ в жизнь Иисуса Христа в нем, и не дает возможности действовать ей из себя. Потому сказано: "конец закона - Христос, к праведности всякого верующего" Рим.10:4.
Запинающий грех
"Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса…" Евр.12:1-2.
Что такое: "запинающий грех"? Ведь, если не знать точно, что это, как мы сможем свергнуть его с себя? И почему этот грех связан в речи Апостола с бременем? И при чем тут "облако свидетелей", о котором говорится в этом отрывке?
Эти несколько строк из Послания к Евреям читают многие, но кто понимает суть написанного? Как, например, религиозный верующий читает эти слова? "Свергнем с себя… запинающий грех" – это значит: не будем грешить! Но такой ответ ничего не дает ему: он так и не знает, что это за грех? почему, и как он запинает? что за бремя связано с ним? и, что ему необходимо сделать, чтобы свергнуть его с себя? И потому, собственно, ничего не происходит, ибо, не зная по истине, о чем говорит Апостол, человек ничего не может исполнить по этой заповеди.
Слово "запинать" в словаре Даля имеет значение: останавливать, задерживать, ставить подножку. То есть, никак это понятие нельзя приложить к какому-либо проступку и согрешению. Если уж сделан грех, то он уже сделан, как теперь назвать его "запинающий"? Что, собственно, он будет запинать? Да и как его с себя свергнуть, если он уже совершен? Стало быть, речь здесь идет не о делах человека, хороших или плохих, но о неправде в вере. Свергнуть грех – это свергнуть неправду, ложное понимание веры, ложное толкования слова Божия. А здесь уже для человека открывается огромное поле деятельности, потому что свергнуть с себя неправду – это убрать со своего пути то, что мешает и останавливает в его возрастании в Господе, удерживает его и подставляет подножку так, что верующий может упасть. Вот, падение его и будет уже сделанный грех, проступок. А запинающий грех – есть остатки ложной веры в человеке, неправда, которая может привести к этому падению, если не свергнуть ее с себя вовремя.
Родился от Бога человек. Это значит: он принял от Бога Благую Весть о своей смерти со Христом, как грешника. Но, если он соединен со Христом в Его смерти, то должен быть соединен и в Его воскресении (Рим.6:5). Это совоскресение с Иисусом, в которое человек поверил, и есть его рождение свыше (1Пет.1:3). Теперь возрожденный младенец Божий введен в небесную сферу, посажен на небесах (Еф.2:6). Христос Духом Святым вошел в сердце верующего (Еф.3:17), а диавол лишился власти, потому что человек уже не верит ему. И хотя он познал главное в учении о своей смерти во Христе, о своем совоскресении праведником, но, сколько еще вопросов веры остаются им непознанными! Недаром о таковом, родившемся младенце сказано: "Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец" Евр.5:13. Вот это неведение, неверные понимания, ложные толкования слова Божия, и являются тем самым запинающим грехом для него, ибо всякая неправда есть грех (1Ин.5:17), всякое слово не по Христу. Иаков говорит об этом в своем Послании: "все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело" Иак.3:2.
Все рожденные свыше мечтают о том, чтобы поскорее расти, быстрее достигнуть того духовного возраста, который Писание называет: "в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова" Еф.4:13. И это желание естественно и хорошо, так и Апостолы призывают нас "расти во спасение" (1Пет.2:2), "возрастать в благодати" (2Пет.3:18), и даже зовут "поспешить" нам в этом деле благом (Евр.6:1). Для чего это нужно? И как это сделать практически? Может быть, во младенчестве мы еще не совсем угодны Господу, как бы еще не достигли нужной кондиции? Нет, младенцы во Христе, какими бы малыми они ни были, оправданы, святы, праведны и угодны Богу, несмотря на некоторые свои поступки, оставляющие желать лучшего. Почему? Потому что рожденным свыше не вменяется ничего, поскольку они умерли и мертвы для закона: "Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их" Рим.8:33. Но если они оправданы независимо от дел, для чего тогда необходимо освящение? Зачем им отвергать неправду, свергать с себя запинающий грех, и просвещаться в Слове до точного и чистого знания? Это нужно для того: "дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос" Еф.4:14-15. Пока есть диавол и его ложь, существует возможность отпадения, чем он всецело и занят, поэтому всякому человеку, находящемуся в истине необходимо освящение.
Ложь может подходить извне, но может также находиться внутри человека. Извне она приходит через другого, который сам верит в нее, и доносит это слово рожденному от Бога. Что тут необходимо? Писание говорит: "бодрствуйте". Как это делать? – препоясав чресла ума вашего – говорит Апостол (1Пет.1:13). Как для дальней дороги, или для того, чтобы совершить какую-либо работу в древности подпоясывали чресла, поднимая повыше халат, чтобы не мешал при ходьбе, так подготовьте свой разум для того, чтобы вовремя увидеть подходящую к вам неправду. Во многом еще недостает опыта, верных чувств, но в уме человека уже поселилась истина, и, если все приходящее рассматривать через знание Голгофы, то вполне можно уберечь себя от неправды. Это и есть бодрствование, которое необходимо для того, чтобы не потерять приобретенное свое положение в Боге. Пример тому – Галаты, которые, наслушавшись "знающих" Иудеев, остались без Христа, отпали от благодати (Гал.5:4). Потому сказано нам, рожденным от Бога, пребывающим в истине: "Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить" 1Пет.5:8.
Неправда также может находиться внутри. И это не удивляет: все мы пришли к Господу из мира, наполненного ложью до краев. Во что мы верили до того, как встретились с учением Христовым? Неудобно вспоминать, в какой тьме мы находились, какие суеверия двигали нами. И вот теперь, освободившись от тьмы, отчетливо видим, что мир лежит во зле (1Ин.5:19), а это значит: все учения мира о Боге, душе, вечной жизни, о грехе и праведности, об угодности Богу – учения ложные. Понимая это, мы уже не имеем доверия к ним, но, тем не менее, многое из того, что мы знали раньше, чему верили, еще остается в нас, и это слово, может еще действовать. Как назвать эту ложь, эту веру неправде, которая являет себя из нас нашим невежеством? Писание называет это: "мертвые дела". Мертвые потому, что это остатки нашей непросвещенности, они уже не питаются той силой диавола, которая господствовала в человеке. Диавол потерял свой трон, потерял власть, но, тем не менее, может еще действовать обманом, по вере нашей в те или иные вопросы, которые мы понимаем неправильно, запиная и задерживая нас на пути возрастания во Иисусе Христе. Эта неправда очищается Христом, в том случае, если сам человек предоставляет себя на освящение: "Кровь Христа, …очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному" Евр.9:14. Это и есть запинающий грех, который, если не свергнуть его с себя, может довести до падения. И потому мы имеем ясное указание Апостола: "свергнем с себя…"
Пример тому гордость. Именно мир внушал нам с малых лет, какие мы замечательные и неповторимые. И мы охотно верили ему, не видя и не зная того, что гордость – есть выражение диавольского духа, и более того – это сам диавольский дух! Ровно как и то, что в Духе Божием гордости нет, и, приняв этот Дух, мы должны теперь научиться понимать себя и видеть явления этой ложной веры в свою исключительность. Это и есть: свергнуть с себя запинающий грех, наши ложные представления о самом себе. Вот, интересно: многие ли верующие, читающие Писание, увидели, как Павел охарактеризовал самого себя? И могли бы они подписаться под его словами? Но, скорее всего, эти слова Апостола, для многих остались незамеченными, хотя они очень важны для каждого в понимании того, что он представляет собой перед Богом. Павел сказал: "я ничто" (2Кор.12:11), при этом он не шутил, не делал "реверансы", чтобы кто-нибудь стал оспаривать это, доказывая, какая он, Павел, величина. Точно так же он выразился и о других, о каждом (1Кор.3:7; Гал.6:3), не потому, что возвысился над всеми, но потому, что понял по истине, положение всякого человека пред Господом – он ничто! И только Господь Бог в человеке есть "что", все остальное, что приходится видеть нам в этом мире, есть обольщение, ложь, вера в неправду: "кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя" Гал.6:3. Повторить за написанным: "я ничто", сравнительно просто. Но жить, понимая так о себе – всегда ли удается? Все потому, что веры в то, что "я ничто" – нет! Внутри другая вера, от диавола, от мира, в котором он эту веру культивировал, и такая вера будет запинать. Такая вера, которая есть неверие, или вера в ложь, есть запинающий грех.
И тут открывается новая тема для разговора, для рассуждения, для исследования самого себя: а ведь этот запинающий грех, моя гордость – есть БРЕМЯ! И действительно, как тяжело нести бремя незнания, непонимания самого себя по истине, когда сам уже хотел бы простоты, жить свободно, не скрывая свои недостатки, не выпячивая себя только с одной (лучшей) стороны, но почему-то не получается. Почему-то так не хочется показать себя незнающим, неумеющим, незначительным, и потому человек держит себя в напряжении, контролируя самого себя, чтобы не вышло что-нибудь, недостойно показывающее его. Это напряжение есть бремя, которое ему тяжело нести, и расслабиться он может, только оставшись наедине.
Гордость универсальна. Она действует во всех сферах нашей жизни. Это она не дает возможности услышать слово Божие: "это что? он будет учить меня истине? а я, что получается, Бога не знаю?" Это она не дает возможности общения сердца к сердцу, причем, всегда найдет для этого причину: либо человек уничижит другого в своих глазах, либо уничижит себя самого, и, боясь насмешки, отстранится. Гордость не стерпит, когда кто-то превозносится, она тотчас желает устранить это неравенство, чтобы не оказаться ниже и недостойнее. Гордость не может простить, а уж тем более – просить прощения. Не может покрыть любовью или, хотя бы жалостью. Она судит, и суд ее беспощаден. Гордость желает мстить, а после того, видя все свои проявления, она, сравнивая себя с Иисусом, находит свое несовершенство и томится от безвыходности и тяжести этого переживания. Гордость есть ложное понимание человека о себе, и именно эта ложь тяжелым бременем лежит на его сердце.
Девица или юноша, созревшие для взрослой жизни, томятся под бременем половой потребности. Желая пребыть в чистоте и святости, они зачастую путают физиологию с похотью, а нередко и сама похоть восстает на душу уверовавших. Это бремя весьма тяжелое, и пока не выйдет замуж или не женится, переживет немало мучений. И снова здесь в действии неверие. Ведь прочитать, сказанное: "Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями" (Гал.5:24) – легко. Легко и согласиться с этим, но жить верою в это слово – намного труднее! Для этого предстоит уверовать, что похоти и страсти, восстающие на душу младенца действительно распяты и остались на кресте. И если верует человек в этот соделанный Богом факт, тогда он находит в себе простую и естественную физиологию, которую укротить не сложно. Тогда и действует в нем плод его веры: плод духа – воздержание (Гал.5:22-23). Но пока это слово не растворилось в совести человека, не стало его духом, неверие поднимает в нем мучительные переживания похоти. И это для него нелегкое бремя и запинающий его грех.
У человека неприятности. Его сократили на службе, по какой-либо причине он остался без средств, или пришла болезнь, нужно решиться на операцию, - все эти переживания тяжелым бременем ложатся на плечи верующего. Почему? Потому что предстоит уверовать в простые слова: "Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас" 1Пет.5:7. Кто из верующих не знает этого? А кто совершенно полагается на это слово? И пока присутствует в человеке хоть какое сомнение, неверие, - он будет испытывать бремя, тяжесть от всего происходящего с ним. Да и без неприятностей, когда ничто не предвещает ничего плохого, бывают в нем такие переживания, которые он и объяснить не может, но они мучают его. Это диавол, лишенный власти, но имеющий еще возможность действовать на чувства верующего, поскольку тот еще мал, еще не укрепился так, чтобы жить только верой. Никогда так просто и без борьбы диавол не уходит, он пытается уловить сознание верующего в чем-то, в чем он еще слаб, что может привести его к разочарованию в вере. Человек томится, ему нехорошо, что-то мешает ему жить и дышать полной грудью, и если он не свергнет с себя это бремя, этот запинающий грех маловерия, вполне может быть, что сатана доведет его до падения. Кажется, что борьба с диаволом внутри себя невозможна, это же какая сила нужна, чтобы победить и изгнать его из себя?! На самом деле не нужна никакая борьба, это он борется за место в человеке, а нам нужно только знать, что диавол уже побежден Христом (Ин.16:33; Отк.3:21). И зная это, не верить ему, даже тогда, когда он еще может воздействовать на наши чувства. Не верить диаволу – это и есть: свергнуть с себя всякое бремя и запинающий нас грех.
Как видим, этот запинающий грех, неверие наше, или вера в ложь всегда связан с бременем. Веровать ложно, по учениям мира сего легко и приятно только тем, кто живет в этом мире, кто является его гражданином. Если же человек рождением свыше перешел в мир вышний, посажен на небесах, то слово мира сего, отчасти пребывающее в нем по его неведению, вступает в конфликт с чистым словом учения Иисуса Христа, которое он принял. Этот конфликт ложится на плечи верующего тяжелым бременем, потому что внутри него еще происходит борьба между истиной и ложью. Все, что здесь нужно – это сбросить с себя бремя, поскольку чувство это ложное, оно происходит от недоверия Богу. Но чтобы сбросить бремя, свергнуть с себя запинающий грех, нужно знать саму истину в тех вопросах веры, которые еще малоизвестны. Знать точно, без колебаний, и верить в нее всем сердцем. Но для этого и нужны усилия исследовать слово Божие, изучать каждый вопрос веры, или, как сказал об этом Господь: копать и углубляться, просить и получать, искать и находить, стучать и вам откроют (Мтф.7:7-8; Лк.6:47-48). Это и есть: жить верою, именно потому в разбираемом нами тексте Писания сказано: "имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех…". Все эти свидетели, о которых говорит вся одиннадцатая глава послания, жили верою, верою они и свидетельствуют, что жить верой – это реальность, которая проносит человека над всеми перипетиями его судьбы, очищает его от остатков ложной веры, от тех мертвых дел в совести, которые могут запнуть человека, привести его к отпадению. Если младенец во Христе искренно и честно, всем сердцем будет желать освящения, будет молиться, вникать в себя и в учение (1Тим.4:16) – то Господь как жизнь будет все больше занимать его, все больше являть Себя в нем Своею жизнью. Эта жизнь соделает верующего непоколебимым и приведет к совершенному возрасту мужа, когда верующий уже не ходит в вере, но плывет.
Победить мир
"Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша" 1Ин.5:5.
Ответим себе на вопросы:
– что такое: победить мир?
– победил ли мир лично я?
– во что именно нужно верить, чтобы вера моя победила мир?
– какая мне польза от того, что я победил мир?
Более двух тысяч лет назад великий полководец Александр Македонский покорил себе многие народы мира, пройдя в своих завоеваниях от Балкан до Инда. В разное время и до него, и после, многие другие завоеватели также претендовали на то, чтобы покорить мир. Но победили ли они мир, как говорит о том Священное Писание? Должно быть каждому понятно, что не о такой победе говорит слово Божие. Тогда о чем эти слова Апостола?
Вот, обычный религиозный верующий. Он услышал о Иисусе Христе, что Сын Божий пришел на землю и стал Жертвою за грехи. За то, что человек согрешал в своем неверии и был врагом Богу, за это принял смерть Иисус. Его распяли на кресте, и теперь грехи этого христианина прощены ради пролитой Крови Сына Божия. Все просто, логично и понятно. Один грешил, Другой, Невинный, принял на Себя его наказание. Именно с такой верой приходит ко Христу всякий религиозный верующий. Но встает перед нами вопрос: эта вера его победила ли мир? Чтобы ответить, нужно прежде понять: что такое есть этот мир? Из чего он состоит? Как он себя выражает?
Очень точно и простыми словами показывает устройство мира Апостол Иоанн, когда говорит: "Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего" 1Ин.2:15-16. Отсюда понятно, что Апостол имеет в виду не земное физическое устроение, и даже не человеческий род в целом, но некую духовную систему ценностей, которой живет все человечество. Эта система проста: в ней нет ничего кроме: похоти, зависти и гордости людей. И это не от Бога, Который сотворил мир, как физическое устройство: назначил времена и пределы обитания человека, и дарует благословение в делах его. Но духовная составляющая всех племен и народов: похоть, зависть и гордость, - от диавола. От этих трех все раздоры, насилие, коварство, предательства, войны, и все худое. Они везде. В семье, в школе, в общественной жизни. От младенчества нас учат тому, что: "человек – это звучит гордо!". И мы "звучим", являя повсеместно гордость, тщеславие, надмение и высокомерие. Социальная среда взращивает в каждом стремление к успешности, соперничеству любой ценой. Литература и искусство все откровеннее разогревают в человеке низменные страсти. Похоть плоти, похоть очей, и гордость житейская - это "три кита", на которых покоится духовность всего человечества. Потому что диавол – дух (Еф.2:2), господствующий в воздухе, а это и означает его власть, господство над душами, и эта власть именно таким образом выражает себя в каждом.
Вернемся к нашему уверовавшему во Христа. До уверования он грешил. Возможно, он понимал это и печалился. Возможно, не понимал, и считал, что живет он как все, не лучше, но и не хуже, потому что всегда можно найти такого, которого осудит самый последний грешник. Но вот, он уверовал. О его вере мы уже говорили: он верует в то, что Христос умер за его грехи. Теперь, наученный своей религией этот человек старается не согрешать. Он много молится, посещает собрания, или храм, и надеется силой Господа Иисуса Христа удержать себя в святости своих поступков. Для этого он всеми силами своей души старается соблюсти заповеди Десятисловия, например: не пожелай… Что-то получается, что-то – нет, и тогда он обращается к Господу Христу, чтобы Иисус Своею силою помог ему соблюсти заповедь чисто.
Здесь остановимся, и спросим себя: почему он просит у Бога помощи? Ответ простой: внутри этого человека живет и действует грех, который понуждает его грешить! А своих сил, чтобы удержать себя от согрешения не всегда хватает. На нем исполняются слова Писания, говорящие Апостолом Павлом: "Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?" Рим.7:21-24.
Таким образом, раньше, до уверования, в сердце этого человека жил и действовал грех, дух сего мира; теперь же, уверовав, он желает жить по-другому, пытается, старается, но в сердце его продолжает жить и действовать тот же самый дух! Точно так же, как раньше, он находит в себе похоть, поэтому теперь он старается не возбуждать себя просмотром кинофильмов, чтением соответствующей литературы, телевидением. Точно так же, как раньше, он с завистью смотрит на того, кто успешнее его, кто имеет в своем пользовании то, что хотел бы иметь он сам. Только, если раньше зависть выражала себя открыто: недовольством, злобой и коварными планами, то сегодня он уже не может явственно выразить ее (это грех), но сам в себе он видит похоть своих очей. Точно так же, как раньше, гордость житейская водит этой душей. И всякий искренний человек согласится, что с уверованием во Христа, его гордость не претерпела никаких изменений, а возможно, стала еще больше: теперь этот верующий, ко всему прочему гордится, что он христианин! Похоть плоти, похоть очей, и гордость житейская как раньше, так и теперь, составляют его духовную сущность. Вера его НЕ ПОБЕДИЛА мир. Как и раньше мир владеет этим верующим. Вот почему ему нужно СТАРАТЬСЯ, вот почему ему нужна ПОМОЩЬ Господа.
Побеждает мир тот, кто рожден от Бога. Как и написано: "Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир…" 1Ин.5:4. И эта победа в том, что с уверованием, в нем изменяется внутреннее естество. Грех, который жил в нем раньше, более не живет в нем! Человек не перевоспитывается, не становится лучше, он просто умирает для греха, умирает для духа, господствовавшего над ним, и этот дух теряет свою власть над человеком. Это стало возможным тем, что Бог Отец утвердил в Своем Сыне все человечество. И когда Сын Божий был распят на Голгофе, вместе с Ним было распято ветхое естество всякого человека, который поверит в это. Это сделал Бог, и оповестил об этом всех, читающих слово Божие: "Мы умерли для греха: как же нам жить в нем? Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ВЕТХИЙ НАШ ЧЕЛОВЕК РАСПЯТ С НИМ, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха. …Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя. Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности" Рим.6:2-7,17-18.
Многие религиозные учения так толкуют эти слова: "мы умерли для греха" – это означает, что мы уверовали, покаялись, пришли ко Христу, и уже более не хотим грешить, но желаем жить свято, соблюдать заповеди Божии и стараться противостоять греху, живущему в нас силою Господа. В действительности же, смерть для греха – это не метафора! Это дело, которое совершил Бог Отец во Христе Иисусе две тысячи лет назад, духовное действие, имеющее реальную силу: принявший верою этот факт, действительно становится мертвым для греха. Это означает, что грех, который жил в человеке, уже не может влиять на его чувства, волю. Потому что смертью на Кресте обрывается духовная связь человека с духом мира сего, который и есть: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская. Об этом сказано так: "Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти" Рим.8:1-2.
Жить "не по плоти, а по духу" – это не есть делать выбор: как тебе поступить в том, или ином случае: как Бог сказал в Своем слове, или как тебе самому хочется. Это две различные жизни, и невозможно одному человеку жить то одной жизнью, то другой. Человек невозрожденный, раб греха, ветхий человек – живет жизнью по плоти, потому что и сам он – плоть (Ин.3:6). Потому и жизнь его: по плоти, для плоти, и плотью. Другого он не знает, и не может знать, хотя при этом он может чтить Бога по одному из учений религии.
Рожденный свыше, получивший Духа Божия внутрь себя, освобожденный тем самым от власти греха – живет уже совершенно другой жизнью: жизнью по духу. Для него нет уже законов, правил и уставов – он движется духом своим, в котором живет теперь Дух Господа нашего Иисуса Христа, или, как этот дух еще назван: "закон духа жизни". Вот этим духом жизни мы и освобождены от закона греха и смерти. Теперь Он будет водить нами, а не закон греха, как это было в прошлом. Теперь, будучи водимы Духом Божиим, мы стали Его детьми: "Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии" Рим.8:14.
Это учение о смерти со Христом, о нашем совоскресении с Ним, названое Апостолом "словом о Кресте", не принимается религией, потому что у нее свои учения, их много, но все они имеют общее: человек должен стараться пред Богом, и тогда он будет угоден Ему. Но Бог предложил человечеству совсем иное учение: прими верою смерть своего ветхого естества, и воскресни со Христом праведником и святым. И живи теперь, не руководствуясь законом дел, но действуя по движению собственного духа, в котором поселился Господь Иисус. Он поведет тебя, и отныне, все действия от Духа Божия будут праведностью, и жизнью угодной Богу. Религии страшно отпустить человека на такую, дарованную Богом свободу, и потому истинное учение Иисуса Христа она почитает безумием, отчего исполняется написанное: "Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия" 1Кор.1:18.
Вот эта сила – и есть победа возрожденного человека, и только возрожденного, потому что ветхий человек – раб греха, раб похоти плоти, похоти очей и гордости. Рожденный от Бога – это умерший волею Божией для духовной части этого мира, умерший для похоти, недаром Апостол в одном из посланий своих написал: "Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями" Гал.5:24. Для таковых нет нужды грешить, над ними уже не существует власти греха, не существует воли князя мира сего, духа, действующего ныне в сынах противления, они ПОБЕДИЛИ мир! "Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша" 1Ин.5:4.
"Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его" Отк
Евгений Кузерин
|