«Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Кор. 5:21).
Грех лежит очень глубоко в человеке, быть грешником не значит сделать что-то неправильно, а значит быть неправильным по сути своей, сознательно и вызывающе провозглашать свою независимость от Бога. Вся христианская вера основана на том, что грех действительно существует и существенно действует на человека. Другие религии имеют дело с грехами, лишь одна Библия имеет дело с грехом. Первое, с чем столкнулся в людях Иисус Христос, была греховная наследственность, и наше благовестие теряет свою остроту и свою силу именно потому, что мы в своей проповеди Евангелия это обходим стороной.
Откровение Библии заключается не в том, что Иисус Христос взял на Себя наши плотские грехи, а в том, что Он взял на Себя греховную наследственность, которая неподвластна ни одному человеку. Бог соделал для нас жертвою за грех Сына Своего, чтобы Он мог сделать грешника святым. От первой до последней страницы Библии в ней говорится о том, что наш Господь взял на Себя грехи мира, отождествив Себя с ним, а не просто посочувствовав ему. Сын Божий сознательно взвалил Себе на плечи весь совокупный грех рода человеческого и понес его Сам. «…Не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех», и, сделав это, Бог заложил фундамент Искупления под все человечество. Иисус Христос восстановил первозданное состояние рода человеческого, вернул человечество на предназначенное ему Богом место, и теперь любой может войти в союз с Богом на основании того, что наш Господь сделал на кресте. Человек не может искупить сам себя, Искупление — это дело Божье, и сделано оно безукоризненно, в нем нет ни малейшего изъяна. А чем станет Искупление для каждого отдельно взятого человека — решать этому человеку. Просто нужно всегда различать в жизни человека Божье откровение об Искуплении и осознание факта его собственного спасения.
КАК ПРИВЛЕКАЕТ ОТЕЦ
«Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня» (Ин. 6:44).
Когда Бог меня привлекает к Себе, сразу же встает вопрос о моей воле: поступлю ли я соответственно тому, что мне открывает Бог, приду ли к Нему? Дискуссии по духовным вопросам — это наглость. Если с вами говорит Бог, никогда ни с кем не обсуждайте того, что Он сказал. Вера — это не интеллектуальный прорыв, вера — это нравственный поступок, сознательное принесение в жертву самого себя. Вручу ли я Богу всю свою жизнь без остатка и сделаю ли то, чего Он от меня требует? Если я поступлю именно так, то увижу, что стою на твердом основании — на Реальности, которая непоколебима, как престол Божий.
Проповедуя Евангелие, всегда подчеркивайте вопрос воли. Вера — это воля, желание поверить. При этом нам нужно низложить свою волю и не просто поддаться уговорам, а сознательно броситься в объятия Бога и поверить Ему на слово, пока мы не перестанем полагаться на то, что сделали мы, и не научимся полагаться только на Бога. В этом нам мешает то, что мы не хотим доверять Богу, а хотим верить только своему рассудку. Что касается чувств, то нужно перешагнуть через них не раздумывая. Мне нужно захотеть поверить, а этого никогда не удастся сделать без напряжения воли с моей стороны, без разрыва со своими старыми взглядами и без передачи прав на себя в руки Божьи. Каждый человек рождается с желанием стремиться к большему, чем то, что у него есть на данный момент. Меня привлекает к Себе Бог, и мои отношения с Ним — в первую очередь отношения двух живых существ, а не отношения чисто рассудочные. Отношения между мной и Богом завязываются благодаря чуду Божьему и моему желанию уверовать в Бога, и лишь потом я начинаю вникать, понимать и правильно оценивать случившееся со мной.
ЧТО И КАК ДЕЛАТЬ
«И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12:32).
Очень немногие из нас на самом деле понимают, почему и для чего умер Иисус Христос. Если людям достаточно одного только сочувствия, Крест Христов превращается в фарс. Он никому не был нужен, если миру нужно всего лишь немножечко любви, а не серьезная хирургическая операция. Когда вы сталкиваетесь лицом к лицу с душой, которая переживает духовные проблемы, вспомните об Иисусе Христе на Кресте. Если эта душа может прийти к Богу любым другим путем — Крест Христов не нужен. Но если вы сами уверены, что людям можно помочь словами сочувствия или утешения, вы предаете Иисуса Христа. Вам нужно держать свою душу в правильных отношениях с Богом и изливать ее для других так, как хочет Бог, а не так, как хочется вам, то есть не обращая внимания на Бога. Сегодня очень модно быть набожно любезными. Но единственное, к чему мы призваны, — это показывать людям распятого Иисуса Христа, постоянно возносить Его. Всякое учение, которое не стоит на прочном основании Креста Христова, заведет людей на ложный путь. Если сам служитель верит в Иисуса Христа и во всем исходит из реальности Искупления, людей, с которыми он говорит, это просто не может оставить равнодушными. Простая связь такого служителя Божьего с Иисусом Христом пребывает всегда и становится все глубже. И именно от этого и только от этого зависит, что может сделать через служителя Своего Бог.
Новозаветный служитель призван разоблачать грех и являть Спасителя, Иисуса Христа, поэтому он не может быть поэтом, а должен быть непреклонным хирургом. Мы посланы Богом, чтобы возносить Иисуса Христа, а не услаждать чей-то слух своими витиеватыми речами. Нам нужно проникать в души людские так же глубоко, как проник в нашу душу Бог, нам нужно нутром чувствовать, какие слова из Писания откроют человеку истину, и без страха и сомнения действовать согласно этим словам.
КАК МНЕ СТАТЬ СОУЧАСТНИКОМ ИСКУПЛЕНИЯ?
«А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа» (Галл. 6:14). Евангелие Иисуса Христа всегда обращается к воле человека. Соглашаюсь ли я с тем приговором, который Бог вынес греху, осудив его на Кресте Христовом? Интересует ли меня хоть чуть-чуть смерть Христа? Хочу ли я, чтобы Его смерть стала моей смертью, готов ли я предать смерти всякий свой интерес ко греху, к миру, к своему «я» — так соединиться с Христом, чтобы стать непригодным для всего, кроме Него? Великая привилегия ученика Христова заключается в том, что он может стать на сторону Креста, что будет означать смерть для греха. Поговорите с Иисусом один на один и или скажите Ему, что не хотите предавать свой грех на смерть, или, что вы хотите во что бы то ни стало принять Его смерть как свою. И как только вы полной верой примете то, что сделал наш Господь на Кресте, произойдет ваше сверхъестественное единение с Его смертью, и вы поймете чем-то, превосходящим разумение, что ваш «ветхий человек» распят со Христом. Доказательство того, что ваш ветхий человек распят со Христом, будет заключаться в удивительной легкости, с которой жизнь Божья в вас позволит вам повиноваться голосу Иисуса Христа.
Наш Господь раз за разом показывает нам, какими бы мы могли стать, если бы не Он. Мы вновь и вновь убеждаемся в истинности слов «без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5). Вот почему в основании христианства лежит личная страстная преданность Господу Иисусу. Нам кажется, что Бог вводит нас в Царство Свое единственно для того, чтобы мы испытали тот восторг, который охватывает нашу душу, когда мы впервые в Его Царство входим. А у Бога цель совсем другая: вводя нас в Свое Царство, Бог хочет, чтобы мы поняли все, что означает наше единение с Иисусом Христом.
ИСКУПЛЕНИЕ СОЗДАЕТ ПОТРЕБНОСТЬ И УДОВЛЕТВОРЯЕТ ЕЕ
«Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием» (1 Кор. 2:14).
Евангелие Божье пробуждает потребность в Евангелии. Павел говорит: «Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для…» — для негодяев? Нет, «для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы» (2 Кор. 4:3, 4). У большинства людей вся их нравственность под боком, они не ощущают никакой потребности в Евангелии. Только Бог пробуждает в человеке эту потребность, которой ни одно человеческое существо не осознает, пока Бог не явит Себя. Христос сказал: «Просите, и дано будет вам» (Мф. 7:7), но Бог не дает, пока человек не попросит. Дело не в том, что Он что-то придерживает, чего-то человеку не хочет дать, а в том, что такой порядок установлен Искуплением. Когда мы просим Бога, Он запускает в действие процессы, с помощью которых создает в нас то, чего не было, пока мы не попросили. Внутренняя реальность Искупления проявляется в том, что оно постоянно что-то творит, созидает: оно творит в нас жизнь Божью и все, что для этой жизни нужно. И эту нашу новую потребность не может удовлетворить ничто, кроме того, что само и создало эту потребность. Вот смысл Искупления — оно создает потребность и удовлетворяет ее.
«И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12:32). Когда мы проповедуем свои переживания и размышления, людей это может заинтересовать, но никакой потребности при этом у них в душе не появляется. Если же в душе человека возносится Иисус Христос, Дух Божий создает в этой душе осознанную потребность в Христе. За проповедью Евангелия стоит творчество, созидание Искупления Божьего в душах человеческих. Людей никогда не спасет ничье личное свидетельство. «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Ин. 6:63).
СУТЬ ВЕРЫ
«…Веру с горчичное зерно…» (Мф. 17:20). Нам представляется, что Бог нас за нашу веру вознаграждает. В самом начале оно, может быть, и так, но верой мы ничего заслужить не можем. Благодаря вере мы оказываемся в правильных отношениях с Богом и даем Ему возможность совершать в нас то, что угодно Ему. Если вы святой Божий, Богу часто приходится выбивать основание из-под ваших убеждений, чтобы вернуть вас к Себе. Бог хочет, чтобы вы поняли, что жить нужно верой, а не сентиментальными воздыханиями о благословениях Божьих. Ваша прежняя жизнь веры была узкой и бурной, она была сосредоточена на крошечном лучике света, увиденном вами, и в этой жизни было не меньше разума, чем веры, и при этом полно света и тепла. Потом Бог лишил вас Своих благословений, чтобы научить ходить верой. И теперь вы для Него стoите гораздо больше, чем тогда, когда были переполнены восторгом и яркими свидетельствами.
Вера по самой сути своей должна пройти через испытания, а истинное испытание веры заключается не в том, что нам трудно довериться Богу, а в том, что у нас в разуме должен проясниться образ Божий. Вера в ее реальном проявлении должна пройти через периоды полного одиночества. И никогда не нужно путать испытаний веры и обычных житейских испытаний — многое из того, что мы называем испытанием веры, на поверку оказывается просто неизбежными издержками жизни под солнцем. Вера в библейском понимании есть вера в Бога вопреки всему, что Ему противостоит, — «Я останусь верен Богу, что бы Он ни сделал». «Вот, Он убивает меня, но я буду надеяться» (Иов. 13:15) — самые возвышенные слова о вере во всей Библии.
ВЕРА
«А без веры угодить Богу невозможно» (Евр. 11:6). Вера без здравого смысла — это фанатизм, а здравый смысл без веры — рационализм. Жить по вере — значит совмещать и то, и другое. Здравый смысл — это не вера, а вера — это не здравый смысл. Между ними то же соотношение, что и между естественным и духовным, между порывом страсти и вдохновением. Иисус Христос никогда не говорил «в смысле здравого смысла», Он всегда говорил в смысле откровения, а откровение проникает туда, куда здравому смыслу ход заказан. Прежде чем вера станет объективной реальностью, ее нужно испытать. «Притом знаем, что… все содействует ко благу» (Рим. 8:28), и, что бы ни случилось, таинство промысла Божьего преобразовывает идеалы веры в реальность. Вера всегда дело личное, вся цель Божья именно в том и заключается, чтобы в детях Его идеалы веры становились реальностью.
На каждую частную деталь жизни по принципам здравого смысла есть факт откровения Божьего, с помощью которого мы можем познать на практике то, в чем мы доверимся Богу. Вера — это дело отнюдь не пассивное, а напротив, невероятно активное. Вера всегда ставит на первое место Иисуса Христа — «Господи, раз Ты так сказал (например, Мф. 6:33), то, хоть это и кажется безумием, я сделаю по слову Твоему». И вера чисто интеллектуальная становится нашим личным достоянием через борьбу, и не иногда, а всегда через борьбу. Бог нас ставит в какие-то обстоятельства, чтобы воспитать веру нашу, потому что суть веры в том, чтобы ее объект сделать реальностью. Пока мы не знаем Христа, Бог для нас абстракция, верить в Него невозможно, но, как только мы слышим слова Христа: «Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14:9), у нас появляется что-то настоящее, конкретное, а для веры исчезают все преграды. Вера — это такое состояние, когда все, что в человеке есть, занимает правильное положение по отношению к Богу силой Духа Иисуса Христа.
ЧТО ТАКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
«Когда же Бог… благоволил открыть во мне Сына Своего…» (Гал. 1:15, 16).
Если Иисус Христос хочет меня возродить, что же Ему мешает это сделать? Наследственности своей я не выбирал, я не святой и вряд ли буду святым, и если Иисус Христос только и может сказать, что мне нужно быть святым, Его учение не ведет ни к чему иному, кроме как к отчаянию. Но если Иисус Христос Сам может меня возродить, может вложить в меня Свою, святую наследственность, тогда я начинаю понимать, к чему Он клонит, когда говорит, что я должен быть свят. Смысл искупления в том, что Иисус Христос может вложить в любого человека ту наследственность, которая была в Нем Самом, и все требования, которые Он предъявляет, основаны на этой наследственности. Его учение предназначено для той жизни, которую Он в нас вкладывает. С точки зрения нравственности от меня требуется согласие с Божьим приговором греху в виде Креста Иисуса Христа.
Учение Нового Завета о возрождении заключается в том, что, когда человек вдруг ясно понимает, что ему нужно больше всего, Бог посылает в его дух Духа Святого, и дух человеческий обретает силу Духа Сына Божьего — «…доколе не изобразится в вас Христос» (Гал. 4:19). Нравственное чудо Искупления заключается в том, что Бог может вложить в меня новый Дух, с которым я смогу жить совершенно другой, новой жизнью. Когда я дохожу до края и знаю, что больше ничего не могу, Иисус говорит: «Блаженны вы». Но до этого нужно дойти. Бог не может в меня, разумное существо, обладающее ощущением нравственности, вложить тот Дух, который был во Христе Иисусе, пока я не осознаю, что мне это нужно. Точно так же, как греховность вошла в род человеческий через одного человека, так и Дух Святой вошел в род человеческий через одного, только другого, Человека. И смысл Искупления в том, что я могу избавиться от греховной наследственности и благодаря Иисусу Христу могу получить наследственность, ничем не отягощенную, — Духа Святого.
Чемберс О. Все мое предельное Господу. Избранное
|