00:06 Комментарии Уильяма Баркли к Новому Завету (Мф. 3;7-12) |
ВЕСТЬ ИОАННА – ТРЕБОВАНИЕ "ПОКАЙТЕСЬ!" Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: 'отец у нас Авраам', ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем; лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым. В проповеди Иоанна звучит фундаментальное требование: «Покайтесь!» (Мф. 3:2). Таким же был и главный призыв Иисуса, потому что Иисус пришел со словами: «Покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк.1:15). Хорошо бы нам понять, что такое покаяние. Надо отметить, что Иисус и Иоанн употребляют это слово, никак не объясняя его значение. Они употребляли его, будучи уверенными в том, что их слушатели понимали. Рассмотрим учение иудеев о покаянии. У иудеев покаяние занимало центральное место в религиозной вере и в отношениях с Богом. «Покаяние – единственное, но непременное условие Божьего прощения и восстановления Его расположения; и в небесном прощении и расположении никогда не будет отказано тем, кто действительно раскаялся», – сказал Дж.Ф. Мур. «Главным элементом иудаизма является учение о том, что Бог совершенно и свободно прощает грехи кающегося грешника». Раввины говорили: «Велико покаяние, ибо оно приносит земле исцеление. Велико покаяние, ибо оно достигает престола славы». «Покаяние – великий посредник между Богом и человеком»,– сказал К.Дж. Монтефиоре. Раввины учили, что закон был создан за две тысячи лет до сотворения мира, а покаяние было среди того, что было создано еще до закона; сюда относятся: покаяние, рай, ад, славный престол Божий, небесный храм и имя Мессии. «Человек, – говорили раввины, – может пустить стрелу за несколько сот метров, а покаяние достигает даже до престола Божия». Есть знаменитая фраза раввинов, в которой покаяние ставится на первое место: «Кто, подобно Богу, учит грешников покаянию?» На вопрос раввинов: «Каким должно быть наказание грешников?», мудрость ответила так: «Грешников преследует зло» (Притч.13:21); а пророчество: «Душа согрешающая, да умрет» (Иез.18:4); а закон ответил: «Пусть принесет жертву» (Лев.1:4). Бог же на этот вопрос ответил так: «Пусть покается и получит очищение. Чада Мои, о чем прошу Я вас? Ищите Меня и живите». Таким образом, в представлении иудеев, к Богу ведут лишь одни ворота – ворота раскаяния. Представляет интерес само слово тешуба, которое иудеи обычно употребляли в значении покаяние. Покаяние – это отвращение от зла и порока и поворот к Богу. Дж.Ф. Мур писал: «Первичное значение покаяния в иудаизме всегда сводится к изменению отношения человека к Богу изменению поведения в жизни, к религиозному и нравственному преобразованию в народе или в человеке». К.Дж. Монтефиоре писал: «Раввины понимали под покаянием столь радикальную перемену в воззрении человека, что оно проявляется в изменении образа жизни и поведения». Великий средневековый иудейский ученый Маймонид так определяет раскаяние: «Что такое раскаяние? Раскаяние – это когда грешник отказывается от своего греха, изгоняет его из своих мыслей и принимает окончательное решение – не делать этого более; как написано: «Да оставит нечестивый путь свой, а беззаконник – помыслы свои». Дж.Ф. Мур справедливо указывает на то, что определение раскаяния в Вестминстерском кредо веры, за исключением двух слов взятых в скобки, было бы совершенно приемлемым для иудея: «Раскаяние в жизни – это спасительная благодать, через которую грешник из искреннего чувства греха и понимания милосердия Божьего (во Христе), ненавидя свой грех и сожалея о нем обратится к Богу, с полным намерением и стремлением к новому повиновению». В Библии неоднократно говорится об отвращении от греха и об обращении к Богу. У пророка Иезекииля сказано: «Живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев?» (Иез.33:11). А у пророка Иеремии: «Обрати меня, – и обращусь, ибо Ты – Господь Бог мой» (Пер. 31,18). И у пророка Осии: «Обратись, Израиль, к Господу Богу твоему... Возьмите с собою молитвенные слова и обратитесь к Господу» (Ос.14:2, 3). Отсюда ясно видно, что в иудаизме раскаяние и покаяние включают в себя этический элемент: это обращение к Богу и одновременное изменение своего поведения. Иоанн полностью придерживается традиций своего народа, когда требует от своих слушателей сотворить плоды покаяния. Есть такая прекрасная молитва, которую пели в синагогах: «Обрати нас, Отец, к Твоему закону; приблизь нас, О Царь, во услужение Тебе; обрати нас в совершенном раскаянии в Твое присутствие. Блажен будь Ты, о Господи, Который находит удовольствие в раскаянии». Но это раскаяние должно проявляться в реальной жизни. В комментарии к Ион.3:10 один раввин писал: «Братья мои, о жителях Ниневии не сказано, что Бог видел их вретище и их пост, но Бог видел их дела, что они оставили нечестивые пути свои». Один раввин говорил: «Не будьте подобны глупцам, которые, согрешив, приносят жертву, но не раскаиваются. Если человек говорит: «Я буду грешить и каяться. Я буду грешить и каяться», он не имеет права каяться». Он называет пять примеров непростительных грешников, и в их числе «те, кто грешит, чтобы покаяться и те, кто много кается, а потом грешит снова». Раввины говорили еще: «Если у человека в руках грязная вещь, он может мыть их во всех морях мира, но никогда не будет чистым; а если выбросит эту грязную вещь, то хватит и небольшого количества воды». Иудейские учителя говорили о «девяти образцах раскаяния», девяти обязательных компонентах подлинного раскаяния. Они находили их в заповедях в Ис.1:16: «Омойтесь, очиститесь, удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро; ищите правды; спасайте угнетенного; защищайте сироту; вступайтесь за вдову». Иисус, сын Сирахов пишет в Книге Премудрости: «Не говори: «я грешил, и что мне было?», ибо Господь долготерпелив. При мысли об умилостивлении не будь бесстрашен, чтобы прилагать грех ко грехам; и не говори: «милосердие Его велико, Он простит множество грехов моих», ибо милосердие и гнев у Него, и на грешниках пребывает ярость Его. Не медли обратиться к Господу и не откладывай со дня на день» (Сир.1:4–8). И далее: «Когда кто омывается от осквернения мертвым и опять прикасается к нему, какая польза от его омовения? Так человек, который постится за грехи свои, и опять идет и делает то же самое: кто слышит молитву его? и какую пользу получит он от того, что смирился?» (Сир.37:25, 26).т Иудеи считали, что искреннее раскаяние проявляется не в кратковременном сожалении, а в подлинной перемене образа жизни – и христиане тоже считают так. Иудеи испытывали священный трепет и ужас при мысли, что можно спекулировать на милосердии Божьем – и христиане тоже. Иудеи считали, что подлинное раскаяние приносит плоды, которые доказывают реальность раскаяния – и христиане тоже. Но иудеи могли еще многое сказать о раскаянии и рассмотрим их. «Покаяние, – говорили иудеи, – как море – человек может купаться в нем в любое время». Иногда человеку могут быть закрыты даже врата молитвы, но врата покаяния ни когда не бывают закрыты. Покаяние совершенно необходимо. Есть легенда о споре, который Авраам вел с Богом. Авраам говорил Богу: «Ты не можешь держать сразу оба конца растянутой веревки. Если Ты требуешь строгой справедливости, то мир не сможет выдержать этого; если Ты хочешь сохранить мир, то строгая справедливость не сможет выдержать этого». Мир не может продолжать существовать без милосердия Божьего и без врат покаяния. Если будет только Божье правосудие, то это будет означать конец для всех людей и для всех вещей. Покаяние и раскаяние играют столь важную роль, что, для того, чтобы сделать их возможными, Бог обменяет Свои собственные требования: «Возлюбите покаяние перед Богом, ибо ради него Он отменяет Свои собственные слова». На место угрозы погубить грешника приходит принятие покаяния грешника. Пока длится жизнь можно, покаяться. «Рука Божья протянута из под крыльев небесной колесницы, чтобы выхватить кающегося из тисков правосудия». Раввин Симеон бен Иохай говорил: «Человек, который всю жизнь был праведником, а в конце жизни взбунтовался, губит все, ибо сказано: «Праведность праведника не спасет в день преступления его» (Иез.33:12). Если же человек всю жизнь был порочный, но покается в последние дни, Бог примет его, ибо сказано: «Беззаконник за беззаконие свое не падет в день обращения от беззакония своего» (Иез.33:12). «Многие, – говорилось, – могут пойти в мир и вернуться только через многие годы, тогда как иной приобретает его в один час».Милость Божья столь велика, что Он примет и затаенное раскаяние. Раввин Елезар говорил: «В мире обычно обстоит так: если один человек оскорбил другого, а потом через некоторое время хочет помириться с ним, другой отвечает: «Ты оскорбил меня публично, а мириться со мной хочешь наедине! Иди, приведи тех, при ком ты оскорбил меня и я помирюсь с тобой». А Бог не таков. Человек может стоять, богохульствуя и бранясь на базарной площади, а Всесвятый Боже говорит: «Покайся наедине со Мной и Я приму тебя». Бог не забывает, потому что Он – Бог; но такова милость Бога, что Он не только прощает, как неправдоподобно это ни звучит, Он даже забывает грех раскаявшегося. «Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления остатку наследия Твоего?» (Мих.7:18). «Ты... простил беззакония народа Твоего; покрыл все грехи его» (Пс.84:3). Прекраснее же всего то, что Бог идет навстречу раскаявшемуся до половины пути и даже дальше: «Обратитесь ко Мне, насколько ты можешь, и Я обращусь к тебе весь остаток пути». В лучших своих просветлениях раввины видели Отца, Который в любви Своей бежал, чтобы встретить заблудшего сына. И все же, помня все Его милосердие, надо помнить и о том, что, для того, чтобы действительно раскаяться, нужно подготовиться к этому. Раввины говорили: «Несправедливость должна быть исправлена, прощение нужно искать и просить. Действительно раскаявшийся – это тот, кто, имея возможность совершить тот же грех в тех же обстоятельствах, но не делает этого». Раввины неоднократно подчеркивали важность человеческих отношений и необходимость их восстановления. Есть любопытная раввинская поговорка. (Цадик – это праведник). «Кто благ по отношению к небесам и по отношению к своим собратьям, тот хороший цадик; кто благ по отношению к небесам, но не по отношению к собратьям, тот плохой цадик; кто нечестив по отношению к небесам и нечестив по отношению к своим собратьям, тот худший грешник; кто нечестив по отношению к небесам, но не нечестив по отношению к своим собратьям, тот не худший грешник». Для подлинного раскаяния необходимо не только исправление, но и, в равной степени, исповедание греха. Это требование мы неоднократно встречаем в самой Библии. «Если мужчина или женщина сделает какой-либо грех против человека... то пусть исповедаются во грехе своем, который они сделали» (Чис.5:6, 7). «Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован» (Притч.28:13). «Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего» (Пс.31:5). Осужден будет как раз тот, кто утверждает, что он невинен и отказывается признаться в том, что согрешил (Иер.2:35). У Маймонида, иудейского философа двенадцатого века, есть формула, показывающая, как человек может покаяться в своем грехе: «О Боже, я согрешил, я совершил беззаконие, я согрешил перед Тобою и сделал грех. Я сожалею об этом и стыжусь своих дел и никогда больше не буду делать этого». Подлинное раскаяние обязательно связано со смиренным признанием и исповеданием своих грехов.Нет такого поступка, в котором нельзя раскаяться, и каждый человек имеет возможность покаяться. Иудейские раввины учили: «Пусть никто не говорит:«Я согрешил и уже ничего не могу исправить»; пусть он верит в Бога и покается, и Бог примет его». Классическим примером морального исцеления казавшегося на первый взгляд невозможным, был Манасия. Он поклонялся Ваалу и поставил чужих богов в Иерусалиме. Он даже приносил в жертву Молоху детей в долине Енномова. После всего этого он в оковах пленника был уведен в Вавилон, и там, в оковах и в темноте своей стал умолять Бога, и Бог услышал его мольбу и привел его назад в Иерусалим. «И узнал Манасия, что Господь есть Бог» (2Пар.33:13). Иногда для этого необходимы угрозы Бога и Его наказание, но Бог может сделать все, чтобы возвратить человека назад. С покаянием связано еще одно поверье иудеев, о котором, по-видимому, и думал в это время Иоанн Креститель. Некоторые из иудейских учителей говорили, что, если Израиль сможет, хотя бы один день, совершенно покаяться и раскаяться, придет Мессия. По их словам, лишь из-за крайней черствости человеческих сердец задерживается приход в мир Божьего Избавителя.Раскаяние и покаяние составляли суть веры иудеев; они составляют также суть христианской веры, потому что покаяние – это отвращение от греха и обращение к Богу и к жизни, которой Он хочет, чтобы мы жили. ..
|
|
Всего комментариев: 0 | |