Как молиться? Однажды об этом спросили ученики. Христос ответил: "Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь" Мтф.6:9-13.
Во многих религиозных обществах эта молитва считается самой главной, ею могут открывать собрания и закрывать. Этой молитвой сопровождаются самые торжественные моменты и действия в собрании. Православие, решив не слишком утруждать свою паству, выпустило книжечки с молитвами на все случаи жизни: молитвы на болезнь, молитвы на определенные праздники. А "Отче наш" также считается главной молитвой в храмовом служении.
Молитва для религиозных верующих – это не просто слова: это и позиция тела, определенным способом сложенные руки, это и тембр голоса, и его звучание, непременно опущенное к низу лицо, выражающее смирение, закрытые глаза, которые, в свою очередь, должны выражать отрешенность, и т.п. Поэтому у человека, который начинает видеть религию, всю ее наигранность, условность, неестественность – возникает вопрос: как молиться?
Идет маленькая девочка с папой. Она крепко держится за папин палец, потому, что не может охватить своей ладошкой его большую руку, и беспрерывно что-то говорит ему. Для нее важно все. Она познает мир, и все, что ни встречается на ее пути, она предает своему отцу, спрашивая у него, и без сомнения принимая все, что он отвечает. Потому что ее папа – это человек, который знает все, может все, он и защитит, и научит, и предостережет, и откроет для нее непознанный пока еще мир. Вот, этот разговор маленькой девочки и ее папы, и есть для меня образ нашего общения с Богом, молитвы, о которой ты спрашиваешь.
Богу не нужны наши сложенные руки, показное смирение, особая поза и задушевный голос. Ему нужно наше сердце. И если в сердце состоялась молитва, если она там есть, то нет никакой разницы – где, когда и как она будет произнесена устами. Слышал, как одна сестра просит другую: помолись за меня. Та отвечает: хорошо, вот приеду домой и помолюсь. А почему, собственно, она не может помолиться в транспорте? Потому что там невозможно принять определенную религией позу. Так люди, даже не зная того, лицемерят пред Богом, Который видит сердца их.
Бывает в жизни: сидят рядом два человека и молчат. Проходит время и одному, а то и обоим становится неловко: молчание затянулось, а сказать нечего. Потом напряжение достигает предела, и тогда один из них произносит: "мдааа…", ожидая, что тот другой его поддержит. И если у того, другого получается, что-то сказать, то завязывается разговор. Вопрос в следующем: а почему они испытали неловкость от своего молчания? Разве кто-нибудь, где-нибудь издал такой закон, такое незыблемое правило, что двое, собравшись, непременно должны говорить? Так действует ложь в культуре многих народов, и потому, люди пересиливая себя, лихорадочно ищут внутри тему для разговора.
Молитва – это разговор с Богом. Но бывает, что человеку нечего сказать в данный момент. А религия учит: надо молиться. Что остается человеку? Он силится что-то придумать, подбирает какие-то слова, не имеющие смысла, и совершает свою "молитву", будучи сам недоволен ею. Вот интересно: человек недоволен своей молитвой, он чувствует ее искусственность, ее мертвость, - а Бог? Он что, доволен, что человек помолился? Бог живой, и Он желает, чтобы молитва верующего была живой. Ему не нужен отчет, Ему нужно общение.
И потому Ему не нужны заученные слова, а молитву "Отче наш" Иисус дал ученикам, как образец тому, как надо молиться. В ней краткость, о которой говорил Господь, что только язычники молятся долго, стараясь быть услышанными. В ней прославление Бога, признание Его господства над всеми. Вот, та маленькая девочка, которая не сказала ни слова во славу своего отца, она прославила его тем, что ухватилась за его палец, тем, что беспрекословно доверяла каждому его слову. Посторонние люди могли видеть эту славу ее отца, взирая на поведение его маленькой дочери.
В этой молитве прошение хлеба насущного, и вера в то, что именно Господь дает его человеку. А многие ли христиане, молясь этой молитвой, верят в то, что это Господь Бог их кормит, одевает, благотворит в тех или иных ситуациях жизни? Большой вопрос. Особенно глядя на предприимчивость некоторых христиан, которые ведут свои дела, как опытные шахматисты, предупреждая на несколько ходов вперед свою выгоду.
В этой молитве надежда на Царствие, на волю Божию, которая будет исполняться на земле, как на небе. И снова встает вопрос: а что об этом знают христиане, которые считают достаточным уже то, что они посетили собрание, прослушали проповедь пастора, спели хоровым пением и разошлись по домам? Они отдали определенную Богу дань, а далее – живут для себя, ведь у них есть работа, дети, обязанности, проблемы. Когда еще им искать, что это за Царство, и что это за воля Божия на земле? А ведь только что они помолились этой молитвой! Не лицемерие ли это, облеченное в одежды Богопочитания? И зачем было складывать руки и опускать к низу лицо?
В этой молитве просьба: не введи нас во искушение. Кто вообще, из молящихся хором этой молитвой, понимает, о чем он просит? Но помолившись, никто и не спрашивает своего пастора: о чем это я просил Бога, чтобы Он не ввел меня во искушение? Для многих это примерно так, что Бог должен защитить его от диавольских козней. На самом деле Бог может волею Своею ввести в искушение того, кто сам не заботится о своей чистоте, не ревнует о росте, потому сказано: "со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению" Флп.2:12-13. И если у верующего нет этого страха, если ходит не искренно, не ищет чистоты и правды, то Бог попустит впасть в искушение, и горе человеку, если не отрезвится, и не приложит усилия понять себя, вполне возможно, что он преткнется и упадет. Вот и молится искренний верующий так: я не знаю за собой ничего, но тем не хвалюсь, Ты же, Господи, зри – не на опасном ли я пути? Не введи в искушение, но направь на путь вечный (Пс.138:24).
В этой молитве мы слышим что-то о долгах, в Евангелие от Луки сказано точнее: "и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему" Лк.11:4. Здесь для религиозного верующего радость: "о, я это знаю! Бог прощает грехи. Прости меня, Господи, я согрешил вчера, был груб и несдержан". Но, чтобы это прошение наше действительно пришло пред Господа Бога, надо, чтобы верующий понимал учение о грехе, о прощении, которое невозможно преподать в рамках этой статьи о молитве. Но учение это не скрыто, оно находится в учении Иисуса Христа и представлено на сайте. Здесь же главным является то, что молитва – это разговор с Богом сердцем, и если человек пребывает в учении Христовом, для него нет никаких условий, никаких правил совершения молитвы к Богу.
Евгений Кузерин.
|