Поскольку некоторые арминиане более благочестивы, чем некоторые кальвинисты, а некоторые кальвинисты более благочестивы, чем некоторые арминиане, то как истинное познание Бога связано с благочестием?
Лучшие представители обеих групп в прошлом восхищались благочестием представителей другой группы. Уайтфильд, кальвинист, говорил об Уэсли, арминианине: «Я думаю, что господин Уэсли неправ в некоторых вопросах; но всё же я считаю, что… господин Уэсли и другие, с которыми мы не во всём согласны, воссияют во славе» (Whitefield, Wesley and the Men Who Followed, с. 71).
Но, к сожалению, в наше время, в отличие от времен Уайтфильда и Уэсли, многие из этого делают вывод, что истинность и полнота познания Бога не так важны, поскольку не заметно, чтобы это имело решающее значение для практического благочестия. Кто знает, что говорит Библия, тот будет защищен от этого заблуждения.
Павел отмечает связь знания и поступков, чтобы показать сильное влияние знания на практическую жизнь. Четырнадцать раз Павел ссылается на то, что наше греховное поведение было бы иным, если бы мы знали истину лучше. Например:
- Но вы сами обижаете и отнимаете, и притом у братьев. Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? (1 Коринфянам 6:8-9).
- Бегайте блуда… Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа…? (1 Коринфянам 6:18-19).
- Чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога. (1 Фессалоникийцам 4:4-5).
Всякое благочестие происходит от истины, то есть от Бога при Его истинном познании. Истина, которую знают разумом и любят сердцем, – вот чем Бог производит всякое благочестие. «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Иоанна 8:32).
Когда более благочестивый человек наряду с истинными знаниями о Боге имеет некоторые заблуждения, то не с помощью заблуждений Бог производит в нем благочестие.
И когда менее благочестивый человек наряду с заблуждениями о Боге имеет некоторые истинные знания, то не с помощью истинных знаний грех производит в нём нечестие.
Есть разные причины, по которым человек с более правильным представлением о Боге может быть менее благочестив, а человек с менее правильным представлением о Боге может быть более благочестив:
1. Человек с менее правильным представлением о Боге из-за большего послушания, все же, может быть под бóльшим влиянием меньшей доли истины, которой обладает, а человек с бóльшим познанием истины из-за меньшего послушания может быть под меньшим влиянием этой истины. Дух Святой (Дух истины) всегда использует истину как инструмент Своего освящающего влияния, но Он не всегда делает это пропорционально количеству истины в разуме человека.
Открытая нам Божья воля заключается в том, чтобы мы возрастали в познании Христа (2 Петра 3:18), потому что только таким способом Дух может сделать нашу святость явным плодом нашего познания Христа, чтобы Христос был прославлен более явно (Иоанна 16:14). Но Дух свободен сделать так, что меньшее познание истины произведет больше святости, чтобы имеющие большие познания не гордились.
2. Два человека с совершенно разными чертами характера и прошлым могут встречать больше или меньше препятствий в процессе освящения. Следовательно, у встречающего меньше препятствий может быть больше благочестия в ответ на меньшую истину, а у встречающего больше препятствий может быть больше трудностей с этим, хотя познание истины у него больше.
3. Человек, знающий больше истины, может отставать в благочестии из-за преград, возникающих между истиной в разуме и ответной реакцией сердца на эту истину. К числу таких преград может относиться слабая память; рассеянность; неспособность понять, как данная истина должна влиять на образ жизни; умственные расстройства (незначительные или серьёзные), которые нарушают связь между мыслями и решениями; слабое или неверное понимание того, как происходит освящение; скрытое противление в сердце, которое спрятано под вуалью правоверности.
Потому будем смиряться. Существуют настолько искажённые заблуждениями представления о Боге, что Бог в них уже не является истинным Богом. Поэтому насколько истинны наши убеждения – бесконечно важно. Но при этом нет гарантии, что правильное знание всегда приводит к правильной жизни. Благочестие заключается не только в правильных представлениях о Боге. Уповать на Него и любить Его, имея эти представления – вот что бесконечно важно.
Desiring God
|