Все материалы » 2017 » Вересень » 27 » Духовная зрелость, Т. Остин-Спаркс
04:09
Духовная зрелость, Т. Остин-Спаркс

 

Домостроительство, в котором мы живем, характе­ризуется избранием из языческих народов членов Церкви и соединением их в одно Тело Христово, а так­же их духовным развитием с целью достижения как можно более полной зрелости.  Бог хочет не только спасения душ или соединения верующих в одно духовное Тело. Высшая цель Господа в данном домостроительстве, более всего остального занимающая Его сердце,— это наше духовное возрас­тание, созидание в нас «человека совершенного». Бесспорно, одна из важнейших забот Бога по отно­шению к Своему народу — полное развитие внутренне­го человека, совершенный возраст, зрелость. Невоз­можно не прийти к такому заключению, читая Слово Божье. Совершенно очевидна недостаточная духовная зрелость среди детей Божьих.

Наконец, с той же уверенностью, можно утверждать, что Господь в Своих отношениях со святыми дает всем, кто этого пожелает, возможность получить жизнь с из­бытком и достичь зрелости. В этой связи может возникнуть множество вопро­сов, но в данный момент мы вынуждены оставить их в стороне. Мы знаем, что многим недостает зрелости. Мы знаем, что среди тех, кто спасен и является истин­ным чадом Божьим, есть множество верующих, томя­щихся в духовном младенчестве и не желающих запла­тить необходимую цену и приблизиться к Господу.

И нам очень хочется, как когда-то одному ученику, сказать: — Господи! А он что? Однако Господь ответил бы:— Что тебе до того? (Иоан. 21,21—22).

Другими словами, тебе не следует смотреть на ок­ружающих и на их незрелость, чтобы узнать, что нужно делать. Я хочу управлять твоими мыслями и полностью занять твое сердце. Давайте рассмотрим совершенное развитие нашего внутреннего человека, каким его задумал наш Отец Небесный, и не будем смущаться от того, что соверша­ет Бог, даже если в какой-то момент мы не понимаем, чего Он хочет добиться.Но прежде, чем более глубоко рассматривать наш предмет, выделим одну или две фундаментальные исти­ны, истины очень простые, которые, однако, очень по­лезно время от времени напоминать. Прежде всего, не будем забывать, что дитя Божье, верующий, является новым творением. Он обладает свойствами, которые совершенно новы и носят духов­ный характер.

Верующий — это не просто человек, который изме­нил поведение и, в отличие от своего предыдущего со­стояния, внезапно заинтересовался различными видами христианской деятельности. Недостаточно перенести ориентацию человека с самого себя и мира сего на христианские цели, чтобы сделать из него верующего.

Верующий — это человек, который приобрел совер­шенно новые духовные свойства. Должно появиться на свет совершенно духовное творение, другого вида, дру­гой природы — новый человек. Итак, эти духовные свойства, которые только и по­зволяют рассуждать о духовном, о Божьем, и поступать угодно Богу, должны развиваться, возрастать, расши­ряться, чтобы однажды стать пригодными для духовно­го и плодотворного служения.

Все происходит так, как с новорожденным ребен­ком, который при рождении имеет все свои свойства; но он сможет применить их с пользой лишь при условии постоянного и продолжительного развития до полной зрелости. Растущий ребенок, например, учится все лучше и лучше управлять своей способностью видеть или слы­шать. Для достижения максимальной отдачи подобным образом должны развиваться все его чувства. Идет ли речь о способности восприятия или о способности понимания,— существует закон развития, которому под­чиняется все существо ребенка.

Точно так происходит и у верующего. Родившись свыше, став новым творением, он входит в духовный мир с комплексом совершенно новых свойств, абсо­лютно отличных от всего того, что он имел, когда вошел в мир физический. Эти духовные свойства, духовные чувствования и должны развиваться, если мы желаем достигнуть меры полного возраста и стать способными исполнить духов­но плодотворное и угодное Богу служение. Все это очень просто и ясно. И все же есть множе­ство верующих, которым необходимо напоминать, что и в духовной области есть детство и зрелость, сущест­венно отличающиеся друг от друга. Именно к таким ве­рующим — святым, но младенцам,— обращается апо­стол Павел, когда говорит: «Всякий, питаемый моло­ком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Евр.5,13—14).

Твердая пища, уточняет он, очень хороша, но она предназначена для других, для совершенных людей. Он обнаруживает, что после стольких лет получатели его Послания все еще неспособны приступить к твердой пище. Почему? Потому что их свойства, их чувствова­ния не развиты. Итак, если действительно Бог весьма заботится о том, чтобы привести верующих к духовной зрелости, если в данное домостроительство человек совершенный действительно является Его высшей целью, то Он не ос­тановится ни перед какой жертвой, чтобы добиться этой цели. Поэтому не стоит искать объяснения всем таинст­венным путям, по которым Бог ведет святых, всем странным событиям, которые происходят с нами и ко­торые иногда порождают в нас мысли: действительно ли Бог свершает все для блага?, Когда мы думаем о наиболее драгоценном для нас (в духовной области), не кажется ли нам часто очень странным, как Бог может так обращаться с нами, имея такие намерения? Не заставляют ли внешние события иногда думать, что Бог совершает нечто непостижимое?

Истина заключается в том, что Бог не боится риско­вать. Такое заявление может показаться дерзостью. Но это правда. Бог не боится подвергнуть Себя риску вре­менного поражения, если в конечном счете это помо­жет Ему достичь цели. Мы — бедные ограниченные су­щества с несовершенным пониманием. Но неужели для вечного Бога имеет значение то, что мы иногда ошиба­емся в мотивах, которые Его вдохновляют, если именно так Он может наилучшим образом достичь в нас Своих целей? Для Того, у Кого в распоряжении вечность, вре­мя не играет роли. У Него есть цель, и для ее достиже­ния Он располагает неограниченным будущим. Он ино­гда оставляет без ответа вопросы, возникшие в нашем ограниченном человеческом разуме вследствие Его об­раза действий. Ведь Он имеет в виду вечное, которое само потом объяснит все примененные Им средства. Ведь это только на время. И Он это знает. И если Он считает, что цель стоит того, Ему нет необходимости пытаться оправдать Свои поступки.

Не так ли бывало многократно с израильскими сы­нами, когда Бог предавал их в руки врагов, бывших од­новременно и Его врагами? Он предавал Свой народ в руки языческих народов, на которых не переставал не­годовать и с которыми исключал всякое примирение. И в течение долгих лет сыны Израиля жили в рабстве у заклятых врагов Бога Израилева. В определенном смысле мы можем видеть в этом яв­ное противоречие. Враги Бога, все те, кто Его ненави­дели, злорадствуя, восклицали: «Вот видите, Бог не смог достигнуть Своих целей в этих людях. Вот Он от них и избавился. Конечно же, у Него с ними ничего не получилось, поэтому Он от них отказался».

Именно этот аргумент выдвинул Богу Моисей в мо­мент незабываемого заступничества за народ. Да, Бог подвергает Себя такому риску. Он позволя­ет язычникам насмехаться над Собой, высмеивать Се­бя, позволяет им устраивать весь этот спектакль. Он невозмутимо позволяет им поверить в Его поражение, позволяет говорить, что нельзя полагаться на Бога. И все это в то время, когда Его народ стал добычей вра­гов. И так случается не один раз. Иерусалим был по­вержен в прах и прохожие говорили: — Эти люди полагались на Иегову. И вот вам ре­зультат!..

Так поступая со Своим народом, Бог добровольно подвергает Себя осмеянию и позору, потому что ко­нечная цель стоит того и цена, которую приходится платить, не слишком высока для достижения желаемого результата. Кто осмелится судить пути Божьи? Огромная ошиб­ка — оценивать их по нашим человеческим критериям. С нами может случиться катастрофа, а Он не почитает нужным защитить от нее. Почему? Потому что Он име­ет в виду то, что в определенное время (и Он знает это очень хорошо) полностью оправдает все примененные Им методы. И мы должны будем признать: то, что мы приняли за слабость с Его стороны, напротив, оказа­лось доказательством Его могущества. Полное круше­ние лишь проявляет всемогущество Божье. В тот день «безрассудство» Божье засияет в Своем истинном све­те — в свете Премудрости, Божественной Премудро­сти. Итак, подождем конца — и Бог будет оправдан.

Таким образом этот принцип верховной Премудро­сти самым тесным образом связан с нашим духовным ростом. А сам рост тесно связан с благословенным плодом испытания — усовершенствованием наших ду­ховных свойств. В данном случае речь не идет о болезненном само­копании, которым могут без меры заниматься некото­рые души. Есть люди, направляющие свои взоры внутрь себя, чтобы самым подробным образом изучать уголки своей души, прислушиваясь ко всем внутренним пере­живаниям. Они полагают, что таким образом развива­ют духовные качества. Однако это вовсе не так. То, чем они занимаются, есть не что иное, как патологический субъективизм, который может привести лишь к духов­ному параличу. Исследуйте его результат, и вы убеди­тесь, что это не что иное, как слабость, поражение и рабство.

Изучив отрывок (Евр. 12,5—11), упоминающий на­стоящее развитие наших духовных качеств, вы увидите, что это такое на самом деле — плод, полученный в ре­зультате определенных страданий, пережитых нами по воле Божьей. «Сын мой! не пренебрегай наказания Господня... Всякое наказание в настоящее время ка­жется не радостью, а печалью; но после наученным чрез него доставляет мирный плод праведности».

Как «наученным»? Наказанием, предпринятым по воле Божьей. Если вы переносите наказание, то Бог об­ращается с вами как с сыновьями (Английский перевод гласит: «Если вы переносите наказание, Бог обращается с вами как с сынами» (Евр. 12,7). Бог хочет привести вас к зрелости потому, что вы — Его сыны. Суровость путей Божьих воспитывает в нас необходимые духовные качества. Однажды Бог может подвергнуть вас скорбям и, не­смотря на ваше мнение, привести вас в беспомощное состояние. Это будет ужасно. Вы будете восклицать, что это свыше вашего разумения и что Господь вас ос­тавил. Однако о чем идет речь на самом деле? О кризи­се роста. Не оказалось ли после испытания, что речь шла именно о кризисе роста? А через некоторое время вы обнаруживаете, что все пережитое оказалось не так уж и плохо, как вам казалось вначале, и даже наоборот: с точки зрения духовной именно так все и должно было произойти. До сих пор ваша жизнь была полностью по­глощена внешними формами, но через то испытание вы поняли, что Господь — это Личность, и теперь вы Его знаете. Он открылся вам, когда вы находились в темни­це бездействия, и духовное состояние, которого вы те­перь достигли, стало такой силой для вас, что вы без труда овладеваете еще недавно неподвластными вам ситуациями. Бог допустил на некоторое время, чтобы вы Его не понимали, но все это время работал над ва­шими духовными свойствами, и вы открыли путь к ис­тинной плодотворности. Так научил вас Бог, и именно эту цель Он преследовал.

Но как ужасны эти кризисы роста! И невозможно помочь тем, кто их переживает Не остается ничего иного, как молча ожидать конца производимого Богом действия. Так многочисленными и разнообразными методами происходит воспитание. То, как с нами обращается Бог, оказывает на нас болезненное, но благотворное влия­ние. Именно это Библия называет «наказанием Господ­ним». Наше слово «наказание» очень слабо выражает суть. Греческое слово имеет здесь тот же корень, что и слово «ребенок» и буквально значит «воспитание де­тей», «дисциплина».

Та же мысль заключена в слове «ученик». Ученик — это человек, который учится чему-либо. Господь избрал Себе учеников, чтобы они были с Ним, с целью их нау­чить. Итак, дисциплина неотделима от обучения. Сколько мы можем постигнуть через страдания! Сам Господь Иисус достиг Своей высшей точки служения, идя по этому пути. Именно через страдания Он достиг совершенства. Да и как иначе мы можем достигнуть полного роста? Обучение на собственном опыте, иго дисциплины, все, чему научаются через испытания,— вот Божественный метод, при помощи которого дитя превращается в мужа совершенного, достойного звания сына Божья.

Но нам недостает одного — веры. Нужно иметь больше веры, чтобы безропотно принимать волю Бо­жью. Иногда нас мучает боль и ужас. Что Бог делает?! Почему испытания такие тяжелые и обрушиваются на нас без передышки? Но не значит ли все это, что Гос­подь желает ускорить наше созревание, чтобы мы без промедления достигли такой духовной зрелости, кото­рая позволила бы нам понять то, что необходимо? Что же нам делать, когда Бог позволяет испытаниям сту­чаться в нашу дверь? Как нам поступать в трудных и болезненных обстоятельствах?

Наше поведение должно руководствоваться сле­дующим: Божий замысел состоит в том, что данный опыт должен заставить меня достигнуть какой-то новой цели. Что же имеет в виду Бог? Если Он допускает эти удары, то не для того, чтобы нас уничтожить. Он хочет, чтобы мы поднялись еще выше. Его цель — не измельчить нас, не раскрошить, а наоборот, помочь нам возрастать и достигать совер­шенства. На дне горнила испытаний Бог сокрыл сокро­вище, которое мы должны найти. Великое множество верующих могло бы сказать с нами: «Да, именно так! Мы в этом убедились сами. В пропасти, в которой мы находились, мы нашли избыток и полноту, и в этих глу­бинах Господь открылся нам совершенно по новому».

Какова цель научения, согласно Евр. 5,14? Различе­ние добра и зла. Господь таким образом стремится раз­вить в нас наше духовное разумение. Духовная история некоторых из Его детей пишется в невидимом мире, и она является как бы продолжением истории, записан­ной в Евангелии. Господь избрал несколько учеников — одного здесь, одного там — и поставил вокруг Себя. Они находятся с Ним, чтобы научиться, и смотрят на Него, как на Учителя, хотя Он бесконечно больше, чем просто Учитель. Однажды Он дал им власть и силу идти во Имя Его, провозглашать Его господство над творением, управ­лять им для Него, быть посредниками между Ним и ми­ром, показывать силу Его власти. В этом эпизоде изо­бражено в миниатюре нынешнее домостроительство. Но с одной разницей. В случае с учениками единствен­ной реальностью была власть и сила их Господа. Их служение носило чисто официальный характер, что за­ставляет сравнивать его с подчиненным положением служащего по отношению к начальнику. В этом не было ничего духовного. И поэтому в критический момент они оставили своего Учителя и разбежались.

Мне кажется, что Господь таким образом проиллю­стрировал то, что должно было осуществиться позже, в духовном плане, в Церкви, которая есть Тело Его: дисциплинирование, обучение испытаниями с целью все более глубокого познания замысла нашего Господа. Благодаря этой зрелости, благодаря духовному разуме­нию, приобретенному Его детьми в горниле испытаний, Господь получит в Свои руки тех, которые будут соот­ветствовать Его желаниям, и сможет изготовить нужное Ему орудие для управления Вселенной в грядущих ве­ках.

Но мы не должны заблуждаться, возлюбленные, мы — не машины и не роботы. И Господь не превратит нас в детали механизма по управлению Вселенной. Есть лю­ди, которые думают достигнуть предела смирения, за­являя, что они лишь ничтожные шестеренки в Его меха­низме. Что делает шестеренка? Она работает, когда все остальное тоже работает. Чтобы она вращалась, дол­жен работать весь механизм. Нет, возлюбленные, вы не «шестеренки». Бог избрал нас для того, чтобы сделать из нас носителей Своего духовного разумения, чтобы мы достигли Его познания, непосредственно и лично постигали Его. Не будучи оторванными друг от друга, мы должны лично, индивидуально познать Господа. Ес­ли мы водимы одним Духом, мы не удалимся каждый от своего места. Дух — один, и если этот Дух не угашается в нас, мы будем естественно сотрудничать в мире и со­гласии.

Бог хочет от Своих детей, чтобы каждый стал очагом Его духовного разумения, тем местом, где Он мог бы разделить с ним Свое собственное понимание миро­здания. Когда Он достигнет этого в каждом из нас, то одним Духом Ему будет нетрудно объединить нас в «один дух, одну душу, одни мысли» для выполнения од­ной задачи. Тогда, и лишь тогда в Его распоряжении бу­дет орудие, которое Ему нужно для управления Вселен­ной в Его будущем Царстве, разумное орудие, научен­ное на нелегком пути испытаний читать как открытую книгу сердце своего Господа.

Чтобы достигнуть такого состояния, необходимо иметь духовное разумение, свойство восприятия и по­нимания. Человек плотский ничего в этом не понимает; только лишь Дух может рассуждать об этом. Итак, должно быть развито качество, которое мы называем духовным разумением, духовным знанием, внутренней чуткостью; приобретение явится великим благослове­нием для нас. И именно это развитие придаст нашему личному познанию Христа тот особый сокровенный ха­рактер, которого у него не было раньше. Каждое испытание на пути бросает нас в новую бездну, которая всякий раз кажется все глубже и кото­рая снова повергает нас в состояние бессилия. Не имея в самих себе достаточных источников для победы, мы в своей скорби начинаем понимать, что нам не хватает Христа. Мы принимаем это из Его руки. Таким образом каждая скорбь— возможность для возрастания, более того — необходимость, приближающая нас ко Христу.

Это воспитание, это Божественное обучение может привести либо к возрастанию, либо к ожесточению. Сорок лет в пустыне были для Израиля сорока годами духовного обучения. «Ваши отцы искушали Меня в пус­тыне». Бог все это время воспитывал Свой народ. Для духовного наставления новорожденного народа усло­вия были прекрасными. И Бог преднамеренно ставил его в такие критические обстоятельства, когда никакие человеческие усилия не могли изменить ситуацию. Но почему Он так действовал? Потому что все должно бы­ло исходить от Него. Каждый раз у них была возмож­ность заново открыть своего Господа. Спасая их из си­туаций, которые по-человечески были безнадежны, Господь, однако, не получал в сердце Своего народа больше места для Себя. К несчастью, все, что было предпринято Господом для их развития, вело только к ожесточению. Их отношение к Богу можно выразить такими словами: наши трудности доказывают, что Ты жесток и безжалостен. Ты хочешь убедить нас, что Тебя вдохновляет любовь, но мы пришли к выводу, что это не так; все как раз наоборот.

И их сердца ожесточались, хотя единственной целью спасительного воспитания было сделать их совершен­ными. Точно так происходит и с нами. Нужно доказать свои способности, если желаешь идти к совершенству. Мы можем действовать тем или иным образом, когда Бог проводит нас через горнило испытаний. Мы можем разочаровываться в Нем, позволять своим сердцам оз­лобляться, ожесточаться, упиваться горечью обиды от того, как Он с нами обращается. Или же, наоборот, благодаря этому плодотворному воспитанию видеть возможность для развития духовных качеств и те широкие горизонты, которые открываются перед нами. «Через тернии к звездам»,— гласит пословица.

Для того чтобы в будущем веке управлять Вселен­ной, Богу понадобятся разумные и хорошо подготов­ленные духовные орудия. И если мы хотим ими быть, мы должны пройти этот путь. Иногда в нашей жизни происходят события, которые мы не в состоянии объ­яснить. И каковы бы ни были вторичные причины, есть одно объяснение, которое мы можем дать: всем управ­ляет Бог, и если Он иногда допускает случиться в на­шей жизни ужасным катастрофам — или, по крайней мере, тому, что сей мир так называет,— то мы знаем, что господствует Он, и что Он знает наилучший путь для достижения Своей цели, и что цель стоит всех этих страданий. Нам может казаться, что Он поступает во­преки Своим собственным интересам и что даже само Его Имя поблекнет, но после испытаний и даже катаст­рофы Он подводит Свой народ к духовному совершен­ству, приводя каждого из Своих святых к зрелости: их отношения с Господом укрепляются и они познают Его так, как никогда раньше. Мы всегда обнаруживаем, что эти события производят в жизни, детей Божьих плоды, прославляющие Его несравненно более, чем в каком бы то ни было другом случае. Именно это оправдывает Его и дает основание все совершать по Своей премудрости. Если бы Он мог достигнуть Своей цели как-то иначе, мы можем быть уверены — именно так Он и поступил бы.

Таким образом, время является важнейшим факто­ром в познании Божьих методов. Со временем Он дос­тигает в Своих святых того, к чему Он стремился: ду­ховной зрелости, глубокого познания Его мыслей. Личное знание нашего Господа есть и навсегда ос­танется той первостепенной целью, которую Он ставит перед нами. И мы сможем достигнуть ее лишь тогда, когда наш разум, наши духовные чувства «научены». Пусть Бог даст нам милость познать все, что Он нам посылает по Своему предвечному определению!

Категория: Текстовые проповеди, статьи | Просмотров: 698 | Добавил: Lolita | Рейтинг: 3.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]